Больше рецензий

Olga_June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 февраля 2024 г. 09:42

322

4.5 ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ!

Насколько легче совершать неосторожные поступки, чем придумывать для них объяснения!

Если в предыдущем романе цикла мы видели сложную любовную фигуру, в центре которой стояла Батшеба Эвердин, не допускавшая, чтобы к ней одновременно приближалось более, чем одна из трех вершин, то здесь творится полное геометрическое безумие.

С одной стороны, Клайм Ибрайт, Уайлдив и Диггори Венн любят (в меру своих сил и духовности) Томазин, потому что она – идеал жены. Она, в общем, не против свадьбы, влюбляется, отвечает на ухаживания, рожает детей, беспокоится о супруге, плачет, терпит. И все в строгих рамках приличия. С другой стороны, Клайм Ибрайт, Уайлдив и работник Чарли очарованы Юстасией, которая представляет полную противоположность Томазин. Томазин родилась в сельской местности, поэтому воплощает традиции и уклад сельской Англии. Юстасия рождена в городе, в семье иностранца, воспитана и образована значительно лучше своих диковатых соседей, но вынуждена томиться в глуши без перспектив увидеть свет. Она не хочет выходить замуж ради мужа и детей, для нее муж – хорошая партия, человек, способный вывезти ее в Европу, нарядить и выпустить в люди. Она не совсем тот тип, что Батшеба, которая пыталась бороться с диктатурой общества за независимость женщины, но все же не устояла перед красивым военным. Но что-то схожее есть в их импульсивности и нежелании принимать окружение таким, какое оно есть.

Люди Эгдона, кстати, вообще живут уединенно, вдали от общества, в церковь почти не ходят, священник их не посещает. И такое впечатление, что нет у многих из них ни креста, ни Христа. Гордыня, суетность, своекорыстие, эгоистичность, многие пороки мы можем наблюдать в этом древнем крае. И необязательно у отрицательных героев. Уайлдив просто потакает своим желаниям, он азартен и безответствен. Но даже у него случилась минута героизма. Клайм постоянно витает в мечтах. То он хочет просвещать умы, то он собрался просвещать сердца. И, пусть он более душевный человек, он тоже не особенно прислушивается к желаниям Юстасии, в которой говорит амбициозность и тщеславие, и не торопится прислушаться к матери, что приводит к весьма трагической развязке. Диггори Венн – хороший малый – представляется мне инструментом высших сил. Он постоянно вмешивается во все дела, старается разрешить все конфликты и проблемы, посредничает или действует тайно, появляясь в нужное время в нужном месте. Карающий клинок бога почти что. И это правдолюбие не всегда приводит к добру, потому что, как мы знаем, добрыми намерениями вымощена дорога в ад.

Что до женских образов, то Томазин и миссис Ибрайт, не лишенные недостатков, все же просто образцы добродетельных женщин, прижившихся в несколько негостеприимной среде вересковой пустоши. Из простых женщин ярче всех заметна Сьюзен. Она точно не милосердная христианка. Не взлюбив Юстасию и поддавшись суевериям, она даже слепила восковую куклу и провела языческий обряд, чтобы сжить со свету ведьму. И сжила-таки. Сама Юстасия не вписалась в окружение с самого начала. Она вела достаточно легкомысленный образ жизни, от которого ее оторвали и заточили среди уныния. Ее дедушка, конечно, хороший малый, но никак не подходит на роль воспитателя молодежи. Сама Юстасия доведена до отчаяния сначала невозможностью контролировать свое влечение к мужчинам (а выбор, как мы знаем, в Эгдоне препаршивый), потом невозможностью изменить условия жизни, потом крушением планов в связи с болезнью и неуступчивостью Клайма, а в конце невозможностью контролировать свою жизнь целиком. Бедная девушка ощутила свою зависимость от третьих лиц и малопонятных ей ограничений и порядков. А она так не хотела. И довольно инфантильно решила проблему. Зато Томазин добилась благополучия. Ведь Томазин родилась в деревне, никакое дурное влияние города ее не испортило. В отличие от заблуждавшихся Уайлдива и Юстасии и разбитого Клайма.

Пока что романы в цикле набирают силу. От довольно спокойного «Под деревом зеленым» и беспокойного «‎Вдали от обезумевшей толпы» к штормящему «Возвращению на родину». Говорят, что пик трагизма придется на «Джуда Незаметного» , а перед этим будет спад и новое нарастание страстей. Почитаем и поглядим.