Больше рецензий

7 февраля 2024 г. 12:17

299

4 Спойлер «Не для того мы на белый свет попали, чтобы общаться с богом. »


«Заводной апельсин» - это классика о вечных вопросах добра и зла. Берджесс написал ее в качестве некой терапии и рефлексии после чудовищных событий в своей собственной жизни, но главным героем сделал не себя, а своего «обидчика», пытаясь понять и рационализировать его природу. Правда, не совсем справился с этой задачей, под конец спихнув всю склонность Алекса к насилию простым юношеством и молодостью, но так не бывает и не работает. Не может психопат всё же перестать им быть лишь по истечении подросткового периода. 


Но, конечно, книга имеет и положительные стороны. Например, тема карательной психиатрии и даже биологического оружия (как будто Берджесс уже тогда чувствовал и предсказал появление МК-Ультра и прочих) интересно раскрыта. Врачи-палачи, которые сами же применяют насилие физическое и психологическое к бывшему насильнику, не очень-то и тянут на положительных героев, творящих «лечение», скорее, наоборот, они становятся такими же насильниками, только законными. Вообще, тема закона юридического для автора чужда: друзья-преступники гг легко становятся полицейскими и уже творят такое же насилие и зло, но под защитой государства. То есть как бы сама эта система государства, полиции, закона не работает совсем. 


Решение, правда, этого вопроса с преступными элементами сам Берджесс не предлагает. Ну, разве что, кроме христианского «понять, простить и подставить вторую щеку»… В его понимании насилие порождает насилие, поэтому нужно простить своих обидчиков и идти дальше, с чем я не сказать что согласна. Но для своего времени, конечно, книга прорывная и интересная. Чего только стоит красочная экранизация Кубрика.


К главному герою, кстати, никакого отвращения не испытала. Во время прочтения привыкаешь к его ритму жизни, а то, как Алекс спокойно рассказывает про очередной tolshok, и вовсе воспринимается как рутина. Здорово Берджесс передал внутренний мир психопата, который не мыслит такими категориями как сострадание, мораль и жалость. 


Спасибо автору, что поднял интересные темы и обличил уже существующую систему, показав ее несостоятельность. Но, конечно, хочется задать вопрос: а что делать и как быть тогда? Куда девать вот таких вот Алексов? Есть ли решение этих проблем? 


P.S. Очень забавляют возмущенные рецензии, где ничего по содержанию не сказано, а лишь плевки в сторону «сложного, непонятного сленга» и «огромного, о, Боже!! количества насилия».  Хотя, на самом деле, все сцены насилия очень деликатно и сухо описаны, без подробностей и крови. Потому что смысл книги был не в этом. А фишка со сленгом, так еще и русским и вовсе крутая индивидуальная визитная карточка книги. Автор как бы сам программирует нас, внедряя насильно непонятные слова, которые потом невольно да и всплывают у тебя в речи несколько дней после прочтения. Интереснейший опыт, который не получишь ни в какой другой книге. Учитывая еще то, что по задумке в оригинальной книге нет глоссария и понять смысл слов не русскоговорящим вообще не представляется возможным.


В маленькую рецензию на ЛайвЛиб всё, что хотела сказать, конечно, не умещу, но основные моменты постаралась затронуть.