Больше рецензий
7 февраля 2024 г. 20:06
9K
5 «Вертоград призренной невинности»
РецензияВот и говорили, что тогдашняя институтка — не хозяйка, не сведущая в практической жизни, только куколка, хорошо танцующая, прекрасно знающая музыку, пение, рукоделие и болтающая по-французски. Что делать? Таков был режим тогдашнего воспитания в закрытых заведениях.
Второй прочитанный сборник о жизни воспитанниц институтов благородных девиц вышел довольно познавательным, насыщенным различными воспоминаниями и дающим более полное представление о том, что ожидало девушек за дверями учебных заведений дореволюционной России, чем книга без автора - Институт благородных девиц
В данном издании рассматривается 10 учреждений: наряду с известным всем Смольным, будут и Патриотический, Екатерининские ( Петербургский и Московский), институты в Киеве и Казани, Ермоловское и Александровское училища, а так же Николаевский сиротский институт и Дом трудолюбия на Васильевском острове. В конце книги приведены краткие сведения об этих заведениях, так что можно узнать, каких девиц туда принимали, когда были основаны институты и кто был их попечителем.
Нам внушали быть кроткими, правдивыми, невзыскательными в семейной жизни: довольствоваться тем, что Господь пошлет, и если не все усваивали эти правила, то лишь по пословице: «В семье не без урода!»
Истории воспитанниц вновь получились весьма различными, но в целом дают весьма полное представление о том, как жили девушки, как учились и что им запомнилось. Не все рассказчицы обладают писательским даром, а некоторых было весьма непросто читать, особенно непривычно звучит речь Е.В. Аладьиной, мемуары которой были опубликованы в 1834 и в которых можно прочесть множество восхвалений монаршим особам, а так же о том, как благодаря «усердным молитвам, воссылаемых к Нему из глубины сердец чистых и невинных» утихла буря и стало убывать наводнение, обрушившееся на Петербург 7 ноября 1824 года.
К счастью, в России люди не умирают с голоду, — к счастью, в России за Богом молитва, а за царем служба не пропадают! Отец мой молился Богу и служил царю!..
Начальница унимает нас, говоря: «Бог посетил нас бедствием: надобно молиться Ему!» — и мы молились Богу от души. Все институтки пали на колени, старшая дама, держа молитвенник в руках, читала вслух каноны и стихиры; когда уставала она, то продолжали читать старшие девицы попеременно. Так прошло несколько часов; напоследок Господь внял усердным мольбам, воссылаемым к Нему из глубины сердец чистых и невинных: буря затихала, и вода начала убывать.
Однажды, я не упомню которого месяца и числа был этот роковой день, — государыня приезжает к нам и говорит:
— Дети! Я приехала проститься с вами; я уезжаю в Таганрог для поправления здоровья!
Эти слова, как внезапный удар грома, поразили нас; мы зарыдали и пали на колени пред монархиней. Государыня плакала вместе с нами. Подняв начальницу с колен, она обратилась к нам и сказала:
— Дети! Молитесь за меня Богу; молитесь, чтоб я выздоровела, и я скоро возвращуся к вам! Тогда все будет иначе: я перестрою дом, вы все станете учиться по-французски; я велю вам сделать новые переднички; не плачьте, дети, и молитесь за меня Богу!.. Sehen Sie nach die Kinder recht gut nach! — говорила императрица начальнице, поцеловав ее. — Прощайте, дети! — продолжала она, обращаясь к нам снова. — Прощайте и не забывайте меня!Как потерю любимой матери оплакивали мы потерю матери императрицы! Трудно выразить те чувства, кои, как вековой гранит, бременили единосущную душу институток в то время, когда мы должны были облечься в одежду скорби и плача: мрачен, тягостен для взора черный цвет траура, но еще мрачнее, еще тягостнее для нас были тогда чувства наши!
Охладело сердце, бившееся любовью к человечеству, опустилась рука, изливавшая втайно бесчисленные благотворения; сомкнулись уста, дышавшие любовью, надеждой и утешением; душа праведная вознеслась к источнику благости, да приимет мзду по делам своим; осталась в мире память ее в благословениях, и священная память сия не прейдет, доколе будут чтимы вера, милосердие, кротость, благотворительность и все христианския добродетели!
Императрица Александра Федоровна благоизволила принять на себя обязанности почившей в Бозе императрицы Елисаветы Алексеевны — и мы с нетерпением ожидали первого посещения любимой всеми государыни. Желание наше исполнилось вскоре, и вскоре мы насладились лицезрением новой нашей покровительницы!.. Солнце наше озарило нас: мы пали на колени пред монархиней и просили ее не оставить нас!..
— Успокойтесь, милые дети! Я хочу быть вашей матерью; я не оставлю вас! — отвечала государыня, и действительно, как мать она вошла во все подробности нашей институтской жизни...
Все, что ни обещала нам добродетельная Елисавета, все исполнила для нас добродетельная Александра! При ней французский язык, музыка и танцы вошли в курс учения всех институток; при ней мы впервые насладились удовольствием кататься в придворных экипажах около гор и качелей о Святой и о Масленице. Как изумляла нас пестрая смесь веселящегося народа! Как забавляли нас фарсы и кривлянья балаганных фигляров!
— Oh! — подхватила императрица: — c'etait un bon dinée!— спросила о моей фамилии, потрепала меня по щеке и дозволила мне облобызать свою царственную десницу.
Иногда приезжала с государыней та или другая из ее царственных дщерей: не блеск и величие, но простота и непринужденность сопутствовали им в вертоград призренной невинности; дщери императора России обходились с нами как с родными. Они принимали участие в наших детских играх и забавах; они делили с нами простой, но здоровый обед наш. Сама императрица, бывая у нас во время обеда, любила кушать наш институтский суп с перловой крупою и капустный соус.
Описание всех мирных подвигов благотворительной монархини, всех очаровательных черт истинного величия ее характера, ознаменованного простотою и радушием, могло бы составить огромные тома
Так же, как и в ранее прочитанном мною сборнике, тут тоже будут упоминания о том, сколь закрытыми были институты прошлого, когда девочек не отпускали не то что на каникулы, а даже на похороны отца. Описывается и непривычно скудный стол, например, на завтрак выдавали только половину розана или французской булки, а черный хлеб казался лакомством, хотя в некоторых заведениях по праздникам детей даже угощали шампанским.
Не могу умолчать и о том, как я долго не могла привыкнуть к институтскому столу: все мне казалось невкусным и я ничего не ела; особенно утром была неприятна подававшаяся нам какая-то бурда, называемая чаем или сбитнем, с молоком и половиною французской булки; а по средам и пятницам нам давали по кружке кипяченого молока с такой же булкой. В пять часов вечера, после классов, приносили большую корзину с ломтями черного хлеба с солью и бутыль квасу. Трудно себе представить, с какой поспешностью набрасывались девицы на этот хлеб!
Не то чтобы порции были малы, не то чтобы стол был слишком прост, — у нас готовили скверно. Часто и сама провизия никуда не годилась.
Мясо синеватое, жесткое, скорее рваное, чем резаное, печенка под рубленым легким, такого вида на блюде, что и помыслить невозможно; какой-то крупеник, твердо сваренный, часто с горьким маслом; летом — творог, редко не горький; каша с рубленым яйцом, холодная, без признаков масла, какую дают индейкам... Стол наш был чрезвычайно разнообразен. Мы не понимали, зачем это разнообразие. Школьный желудок неприхотлив, предпочитает пищу несложную, простую, лишь было бы вдоволь и вкусно. Этого-то и не было. Часто мы вставали из-за стола, съевши только кусок хлеба; оловянные, тусклые и уже слишком некрасивые блюда относились нетронутыми.Мы крали. За нашим столом (1-го отделения старшего класса), на конце, ставили пробную порцию кушанья, на случай приезда членов Совета. Девицы вольнодумно начали находить, что образчики лучше. И если член не приезжал, образчик съедался, подмененный на собственную порцию...
Картофель мы ели, остальным нагружали наши громадные, классным дамам неведомые карманы. Туда же присоединялся черный хлеб, намазанный маслом. Это масло мы сбивали на тарелках из распущенного, подбавив квасу. Черные тартинки тайком подсушивались в дортуарной печке (что иногда сопровождалось угарным чадом), и полдник или таинственный ужин выходил чудесный.
В 12 часов раздавался звонок к обеду, состоявшему из трех блюд: во-первых, из «супа брандахлыста», приправленного манной или перловой крупой; во-вторых, из тончайших ломтиков вареной говядины какого-то подозрительного синеватого цвета, которую мы хотя и называли «мертвечиной», но все-таки ели и сожалели только о том, что она всегда была нарезана так артистически тонко, что наши сквозные ломтики «даже муха могла бы пробить крылом на лету». Третьим блюдом почти неизменно служила достопамятная «прошлогодняя каша». В пятом часу дня мы получали такие же порции чая, как и утром, а в девятом ужинали остатками супа и каши. Воскресные дни ознаменовывались тем, что к нашему обыкновенному menu прибавлялся пирог с капустой или с морковью, а каша заменялась клюквенным киселем с патокой.
Яйца нам давали только на Пасхе, но в каком количестве — этого я не помню. Точно так же и молоком нам удавалось полакомиться всего один раз в год, в Черемушках, <...> где наш общий друг батюшка П. В. Богословский устраивал для нас обильное угощение из свежего молока и булок.
Привожу здесь в виде иллюстрации того, как «вкусны» были наши обеды и ужины, следующий факт. Однажды наш директор А. М. К..., войдя к нам в столовую во время обеда, вздумал было отведать наших постных щей со снетками, — дело было, кажется, Великим постом. Но должно быть, щи показались нашему директору до такой степени недоброкачественными, что он не рискнул проглотить даже и одной ложки, а тут же выплюнул их в носовой платок, что, впрочем, нисколько не помешало ему сказать с самым невозмутимым видом, что «щи очень, очень вкусны». Но с тех пор наш почтенный директор уже не решался пробовать наших кушаний.
Голод так одолевал нас подчас, что мы целыми толпами убегали в дортуары, чтобы потуже затянуться в корсеты, так как мы уже по опыту знали, что это самое лучшее средство парализовать действия нашего злейшего врага — голода.
Обед состоял из трех блюд: горячего, жареного и пирожного. Некоторые находили его не только плохим, но и отвратительным и нередко отказывались от того или иного блюда, уступая свою долю менее требовательным подругам, но на самом деле тут была немалая доля преувеличения: провизия была свежая и обед приготовлен достаточно хорошо и чисто, и в недовольстве воспитанниц обедом, несомненно, играла немалую роль традиционная привычка пренебрегать казенщиной. Но обед был голоден: мы были во цвете лет и обладали прекрасным аппетитом, а порции были малы, и сплошь и рядом мы выходили из-за стола если не голодными, то, во всяком случае, с большим желанием съесть еще хороший кусок мяса и другую порцию пирожного.
Те же, у которых, как и у меня, не было близко родных и не было денег, голодали ужасно. Случалось, что после обеда мы забирались украдкой в чердачное помещение нашей дортуарной няньки и с жадностью поедали у нее черствые куски черного хлеба и холодные застывшие картошки, обжаренные на сале. Голод особенно мучил меня первое время; позже, привыкнув к институтскому воздержному режиму, я уже почти не чувствовала его.
Пирожки были вкусны, но так малы, что исчезали при одном глотке. Они возбуждали аппетит, не удовлетворяя его, дразнили нас и приводили в дурное расположение духа. Мы чувствовали такой голод, что готовы были плакать. По счастью, пирожки были скоро заменены чаем с половиной французской булки, что было для нас гораздо сытнее и приятнее.
Обед наш состоял из трех жиденьких блюд, завтрак — из двух холодных. Все, что нам ни подавали, мне показалось несытно и невкусно.
И неудивительно. Суп всегда холодный и мутный, тонкие ломтики мяса с застывшим жиром или котлеты со смесью жил, жира, размякшего хлеба и, наконец, третье блюдо, не помню что, но, вероятно, или четырехугольные куски красного киселя, или пирог из смоленской крупы, которою начиняли тягучее, липкое и холодное тесто. Это блюдо в особенности нами не почиталось. В начинке не раз находили запекшихся мух, их ножки, крылья и т.д.
Чай, рассиропленный мелким сахаром, нам давали утром и вечером в белых глиняных кружках, и он всегда был холодный. К чаю подавали четвертушку холодной булки и кусочек хлеба. Получались строго размеренные порции.
... одна из неизбежных сторон жизни в институте — это вечное недоедание и голодание всех маленьких «кофушек», которое, кстати сказать, усиливалось для так называемых плохих учениц и наказанных за что-нибудь. Таких лишали очень часто третьего блюда и булки к чаю. Это наказание практиковалось в особенности в маленьком классе. Отнятые булки и порции отдавались хорошим ученицам, и они не смели отказываться. Постоянно голодая, мы до того жадно ели за столом, что не оставляли ни одной крошки, все старательно прибирали. В старшем классе было меньше этого хронического голодания, было больше свободы в приобретении съестного, затем было очевидно стыдно обнаруживать и не скрывать чувство голода.
Порции блюд были настолько миниатюрные, что только при той неподвижной сидячей жизни, которую мы вели, можно было не чувствовать себя обессиленными. Лучше еще было тем, родители которых жили в городе и кто был в старшем классе, но беда нам, маленьким, кому только изредка пришлют несколько рублей.
Кроме голода, первое время страдала я ужасно и от холода. И в дортуарах, и в классах температура никогда не превышала 14 градусов. После домашнего тепла, валенок и бумазейного платья я первое время положительно замерзала в тонких башмачках и платье с открытыми плечами и руками, чуть прикрытыми полотном пелерины и рукавчиков. Ужасно зябла я и по ночам и долго не могла заснуть от холода, хотя зимою, сверх тонкого покрывала, нам давали еще теплое шерстяное одеяло. Но и к холоду привыкла я постепенно, и привыкла до такой степени, что, выйдя из института, никогда не могла носить зимою дома шерстяных кофт, а носила только легонькие, летние.
Уроки обычно приходили с 9 до 12, а после обеда с 2 до 5, потом чай, свободное время, приготовление домашнего задания до ужина в 8 и следом сон.
Главным просветителем нашим в то дореформенное время был наш учитель B.C.Шахов, обучавший нас почти всем учебным предметам, как-то: русскому языку, всеобщей истории, географии и арифметике. Изучали мы все эти предметы, разумеется, в зубрежку, и насколько успешен был такой метод преподавания, можно судить по тому, что воспитанницы среднего класса, выучив от доски до доски курс грамматики <...>, едва умели отличать существительные от прилагательных; глаголы же, местоимения, наречия и проч., определения которых мы могли проговорить без запинки...
познания мы выказывали и в других предметах. Я хорошо помню, что, пройдя весь учебник географии <...> (книжонка страниц в сто) и вызубрив, почти как «Отче наш», названия городов, рек, заливов, проливов и проч., я решительно не знала, где что находится, и, вероятно, затруднилась бы ответить даже на такой вопрос: на какой реке стоит Париж или Лондон? А между тем я была не из тупиц и принадлежала к числу скорее хороших, чем плохих учениц.
...такой-то педагог целые годы процветал у нас в дореформенную эпоху, и никого из наших властей и попечителей не шокировал, по-видимому, тот факт, что у нас был учитель «из запивающих»! Может быть, они думали, что для бедных девочек годится всякий учитель, но никак нельзя допустить, чтоб они рассуждали в этом случае, как одно из действующих лиц крыловской басни: «А ты хоть пей, да дело разумей», — так как наш ментор и пил, и своего дела не разумел.
Что касается практического образования, то есть такого, которое по теории должно быть принадлежностью каждой девушки, то кроме изучения кулинарного искусства по вышеназванной системе изучалось еще рукоделие, но мало кто в нем успевал. Я, по крайней мере, вышла из института, не умея как следует взяться за иголку, не могла сделать даже простого шва. Мы на уроках рукоделия что-то якобы шили, опять распарывали, переделывали, но ни одной цельной вещи не выходило из наших рук. Кто не хотел шить, мог только держать иголку в руках и ничего не делать.
Все эти визиты царской фамилии, занимая нас и наполняя наши детские сердца восторгом, слегка кружили нам головы, и уже со второго класса в нас развивалось тщеславие и чувство едкой и горькой зависти к тем из подруг, которых, заведомо всем, ожидал тотчас после выпуска фрейлинский шифр.
Таких было сравнительно не особенно много, и как это ни странно покажется, но и вообще бедных девочек было среди нас больше, нежели даже просто достаточных, а между тем нас воспитывали так, что зимою нам в саду настилали доски для гулянья по аллеям и ступать на снег нам запрещалось под страхом строгого взыскания.
Предоставляю судить, насколько все это оказалось практичным впоследствии, когда большинству из нас пришлось не только довольствоваться самыми обыкновенными и невзыскательными извозчичьими экипажами, но и пешком ходить чуть не половину всей долгой жизни.
Будут тут приведены рассказы о строгих правилах, когда болтать между собой и свободно высказывать свои мысли можно было лишь в особо счастливые дни, например, после выступления в Петербургском Екатерининском институте Ференца Листа, устроенного императрицей для своих воспитанниц. При этом воспитательницы часто были достаточно жестокими, обозленными старыми девами.
Весь день мы находились под чарами прелестной музыки; все говорили, делились своими впечатлениями, даже классные дамы стали добрее — они дали нам полную свободу высказывать громко свои мысли, болтать без умолка...
После обедни нас приводили в дортуар, где мы надевали лучшие коленкоровые передники, пелеринки, рукавчики, поправляли прическу и получали кокарды: красные — за хорошее поведение и науки и черные — за леность и дурное поведение; их мы должны были приколоть к плечу или рукаву платья. Господи! сколько было горя, когда за какую-нибудь шалость, непослушание, например, вроде разговора в классе по-русски или за обедом, передачи тетради при учителе с одной скамьи на другую, незнание урока... словом, все провинности за неделю отмечались черной кокардой. Надо, однако же, отдать справедливость нашим классным дамам: редкая из них была неумолима и не прощала шалунью, особенно тогда, когда к ней приходили родные или вызывали в зал; прилежные и смирные девицы круглый год каждое воскресенье получали свои красные кокарды и гордились ими; лишиться таковой считалось великим срамом.
Это была в высшей степени несимпатичная, до педантизма взыскательная старая дева; носила она три фальшивых локона с каждой стороны своего длинного, худощавого лица, которые тряслись и подпрыгивали, когда она сердилась, а сердилась она ежеминутно за всякий пустяк.
Но встречались и исключения, например, А.В. Лазарева, окончившая Патриотический институт, тепло отзывается о начальнице, которая одаряла лаской девочек, проводила ночи у постели больной и при этом подчеркивает, что в отличие от Смольного родственные связи и состояние семьи не имели влияния на отношение к детям. Будет в ее мемуарах упоминание и о занятиях институток с более слабыми ученицами, чтобы подтянуть их, причем эта практика встречается и в иных заведениях, но вызывает различные реакции у вынужденных преподавательниц.
Для облегчения менее способным во всех отделениях младшего класса выбирались лучшие по успехам и способностям девочки, и им поручали по две-три ученицы, за успехами которых они обязаны были следить.
Часто даже классные дамы обращались к воспитанницам старшего класса, прося их в каникулярное время подвинуть хороших учениц, которым почему-либо не давался тот или другой предмет. Так, одно лето я занималась математикой с несколькими ученицами 2-го отделения младшего класса.Хотя в маленьких классах каждая из хороших учениц должна была репетировать с плохими ученицами и более слабыми, но это не связывало между собою учениц, а скорее разъединяло, так как в таких случаях хорошие ученицы ставились в особенно привилегированное положение. За ними должны были ухаживать, их угощали, перед ними заискивали, но и все-таки нередко и они тяготились своим положением.
Удивительно было читать о том, что в Патриотическом не только не запрещались подвижные игры, но не преследовались ни шум, ни беготня во внеклассное время, при том, что в других институтах это было табу и тишина почти сводила детей с ума.
Очень многие классные дамы летом помогали детям составлять подвижные игры. Вообще, не только летом, но и всегда во внеклассное время не запрещались и не преследовались ни игры, ни шум, ни танцы, ни беготня. И нужно признаться, что мы пользовались ими с наслаждением. Пробегаться хорошо, после многих часов сидения на месте — какое удовольствие!
Мне было досадно, зачем кругом такая тишина. Тихо так, что душно, что почти физически тошно... Когда же будет шум? Утром встанем — говори тихо; помолимся Богу, позавтракаем — тихо; там учитель — опять тишина. Парами ведут к обеду — молчи; за обедом говорят вполголоса. После обеда, положим, рекреация, но не кричат, не хохочут, а более идет шуршанье ногами; там опять учитель до пяти часов; с пяти до шести хотя и рекреация, но, должно быть, тоже нельзя шуметь слишком много, пепиньерка напоминает: «Pas autant de bruit, mesdemoiselles...» С шести до ужина приготовление уроков, и больше шепотом; в восемь ужин, и поведут безмолвными парами. А там и спать ложись, и наступит тишина мертвая.
Анна Степановна доводила нас в особенности «тишиной». Чуть шорох или смех в классе — и виновная уже у черной доски; слово в оправдание — и она без передника; шепот неудовольствия — и весь класс debout или без обеда. Начинается грозный разбор; Анна Степановна не возвышает голоса; она больше глядит и ждет... о, лучше бы, кажется, умереть!..
Чтобы соблюсти ту тишину, которой хотелось Анне Степановне, надо было родиться истуканом. Особенно было тяжко, когда мы ложились спать: тут-то бы и хотелось поговорить друг с другом, на просторе. Рекреаций мы не любили; во время рекреации надо непременно ходить, и все спешат выучить урок к послеобеденным или завтрашним «переменам»; да тут же и она, сама Анна Степановна; не побранишь ее, не облегчишь сердца. Но в дортуаре ужасно... Рядом она отворила свою дверь и ждет, чтобы в секунду водворилось гробовое безмолвие. Раз мы засмеялись, раздевая друг друга... Тогда как стоял ряд, так его и повалили на колени, как карточных солдатиков. На коленях простояли до полуночи.
Зимой приходилось все время сидеть среди четырех стен; правда, весной нас отпускали в прекрасный институтский сад, но эти прогулки были обставлены так, что мы свободно не могли предаваться радостям и шалостям детской беззаботной жизни. Мы не играли в саду, не бегали, большей частью чинно гуляли, вечно опасаясь провиниться в чем-нибудь перед нашей классной дамой.
Искусство ходить в паре нам нелегко давалось. До завтрака продолжительная установка пар, после завтрака то же, перед обедом, после обеда, перед сном и т.д. Выйти хоть на йоту из ряда — и остановка всем; одна пара немножко отстанет от другой — опять продолжительная остановка. Кто-то заговорит в парах — опять приведение в порядок. В конце концов мы достигали в хождении парами совершенства, но я, по крайней мере, и многие другие разучивались одни ходить. Идешь одна по коридору — идешь неуверенно и робко, жмешься к стенке и ищешь в ней опоры.
Ни голодом, ни холодом, как смолянки, девушки из патриотического института не страдали, но все же количество еды казалось недостаточным и они с радостью уплетали ломти черного хлеба, которые прислуга приносила по-тихому. Так же особые мечты были о жаренной курице
просила мать мою прислать мне что-нибудь из ряда вон вкусное.
— Хочешь особых каких конфект, пирожков?
— Нет, мамочка, дорогая.
— Фруктов, винограду, ананасов?
— Нет... нет.
— Может быть, свежей клубники? (Время было зимнее.)
— Ах, нет, мамочка, что-нибудь получше.
— Да что же наконец?
—Ну вот, например — курицу жареную.
Общий взрыв хохота, и затем эта несчастная курица долго служила поводом подразнить меня.Действительно, институтками того времени жареная курица или утка считались самыми тонкими изысканными деликатесами, и от кусочка того или другого никогда не отказывались даже классные дамы.
Подробно расскажет данное произведение о традиционном для всех институток «обожании», откуда оно бралось, чем было вызвано и как проявлялось.
Случайно проходит мимо нее воспитанница старшего класса. Грустное личико обратило на себя ее внимание, и невольно рука протянулась, чтобы приласкать девочку, и тихий голос шептал слова ободрения — ведь и она, старшая, когда-то прошла через то же. И личико маленькой озарилось радостной улыбкой, кто-то пожалел ее, ей легче, она уже не одна.
И вот начинается «обожание». При всяком случае маленькая старается увидать ту, которая пожалела ее. К ней обращается она со своими затруднениями, к ней робко ласкается она, и всегда личико ее сияет при этом. Проходит год, другой — маленькая уже привыкла к институту, подружилась с подругами и не тоскует более, но доброе чувство к той первой, приласкавшей ее, остается навсегда. Воспитанницы младшего класса обожали только воспитанниц старшего....и начали мне рассказывать, что такое «обожать». Это стараться видеть обожаемый предмет, который был обыкновенно из девиц старшего класса, и когда она мимо проходит, то кричать ей вслед: ange, beauté, incomparable, céleste, divine et adorable, разумеется, не при классной даме, потом писать обожаемое имя на книгах и тетрадях с восклицательными знаками и с прибавлением тех же самых слов.
У каждого класса были совершенно отдельные столы, и я могла только издали на нее глядеть, и вот внезапно у меня загорелась сильная к ней привязанность: ведь одно ее имя мне напоминало далекое родное! Я не кричала ей, когда она мимо меня проходила: ange, beauté и так далее, но когда ее видела, то темнело в глазах и билось сильно сердце.
Вообще, мания «обожания», свирепствовавшая в то время почти во всех училищах, по своей заразительности походила на современную инфлюэнцу. Бороться как против этого, так и против многих других ненормальных явлений, порождаемых затхлой школьной атмосферой, можно было только с помощью поднятия уровня умственного развития подраставшего поколения, которое совершенно дичало в своем затворничестве и не только не приобретало в училище никаких полезных знаний, но скорее тупело под влиянием своих менторов
Хотелось бы подробнее рассказать о каждой героине данного сборника, но тогда рецензия выйдет слишком объемной, так что отмечу лишь, что чтение данных воспоминаний определенно расширяет горизонты и позволяет узнать много нового, поэтому рекомендую это издание всем любителям истории, тем читателям, кто интересуется жизнью женщин дореволюционной России.
Комментарии
Цитаты о строгости воспитательниц
Где-то я уже об этом слышал, там фигурирует икона и самолет, благодаря которым наши предки остановили фашистов...
Вот любопытно, столько институтов, а по сути институтами в нашем понимании они не были)) Высшего образования то там получить нельзя было
ага, ещё и старушка, в фильме показывали)
Но грустно то, что тут девушек действительно поставили на колени и заставили молиться
Вообще с молитвами там было строго, в наказание тоже молится заставляли, да и в целом молитвы были строго по расписанию много раз в день, поэтому видимо Водовозова пишет о том, что религиозные чувства в институте у многих отмирали.
да,в прошлом сборнике в аннотации девушек вообще назвали курсистками, хотя это совсем иное, так что слова надо подбирать аккуратнее и смысл может быть иной в современном понимании)
В точку! Просто не раз замечал, как любители монархии манипулируют цифрами и названиями, перечислят вот эти институты и сравнивают с количеством иститутов в СССР с криками типа вот видите не все так было плохо, а как начнешь вникать, оказывается множество институтов было на территории Польши, а остальные вот такие без высшего образования))
Вроде бы их институтками называли. )
Да, обычно институтками, но вот цитата из аннотации
Здорово, если пригодится) следующие рецензии тоже будут на подобные темы,но уже не на сборники,а мономемуары;) Возможно они привлекут больше, так как читаются легко, именно как художка
Это замечательно! Мне и такая литература нравится. Буду ждать ваших рецензий. :)
Ничего себе! Ужас какой-то. (
Это очень печально…
… которые, видимо, только подтверждали правило. Везло же тем девочкам, которые сталкивались с такими исключениями.
Жаль девочек. Голодали они там. (
Людмила, признаться, я тебя ждала) Такое психологическое насилие над детьми хотела обсудить
Ведь кошмар,да? Не фигурально вешать ярлыки,а буквально. Или ставить на всеобщее обозрение стоптанные башмаки девочки:( А если воспитанница страдала энурезом, то простыню на нее вешали сверху и она так должна была ходить:((
Так издеваться над ребёнком – просто садизм какой-то.(
А стоптанные башмаки и энурез – это же вообще не вина девочки, а беда. Тут помощь нужна, а не наказание. То есть они пытаются энурез вылечить унижением, которое, наоборот, только усилит заболевание, которое зачастую и возникает на нервной почве. И где, по их мнению, она должна была взять деньги на новые сапоги? Украсть что ли? А потом ходить с табличкой "Воровка".(
Как-то это очень странно. Но девочки не могли же не понимать, что подруга делала это не специально и сама очень расстраивалась.
мне кажется,это очень распространено было и даже в прошлом веке сохранялось. Вообще убеждение,что именно стыдом и критикой можно что-то исправить - сильно до сих пор.
тут видимо подразумевалось,что надо аккуратнее с обувью обращаться, не портить вещи:(
думаю, что как раз естественно, что не понимали.Ведь детей надо учить доброте, пониманию и своим примером показывать, а какой пример тогда ребята могли получать? Если главное в воспитании было "не жалей розги'
Попытки исправить стыдом и критикой какие-то черты характера, чтобы человек изменил своё поведение, ещё можно понять, но лечить болезнь таким способом – это более чем странно. Всё ведь происходило во сне, когда девочка никак не могла себя контролировать.
почему же это можно понять больше, чем лечение болезни? По-моему, это одно и то же.
ничего нельзя исправить стыдом
А чем можно исправить? Действенного метода, мне кажется, нет, то же Ненасильственное общение иногда звучит как утопия или просто это в моих неумелых руках она недостаточно хорошо работает.
Это я не к тому, что надо стыдить и критиковать, просто много в жизни ещё непонятного, воспитание не стало легче в нашем поколении и если для одних очевидно, что метод кнута устарел, для других только он и работает,если одни понимают, что манипуляции и принуждения не лучший вариант, другие только как и действуют, а третьи вообще покупают нужное им поведение за деньги;)
Или с моей только точки зрения все сложно и запутано?)
Все зависит от того, что ты подразумеваешь под словами "работает" и "не работает". Добивается нужного сиюминутного результата - заставить что-то сделать - да, метод кнута всегда быстрее с этим справляется. Ну и к чему он приводит?
Впрочем, и метод пряника приводимый тобой в пример (за деньги :)) тоже наверное всегда работает.
Куда сложнее, чтобы по любви...
:)
Просто читаю нон-фикшн, там говорится, что вся человеческая мораль это результат многовекового принуждения, подчинения и боязни смерти.
Все институты построены на принуждении и страхе, начиная от школ, заканчивая полицией. Например, система оценок, которую я так не люблю -это ведь тоже о стыде, боязни двоек или исключения из учебного заведения.
И вдруг такая революционная идея, давайте откажемся от всего, что составляет суть человеческих сообществ,оставим лишь любовь и понимание. А как же границы пресловутые? Можно ли воспитывать без ограничений, каким методом воздействовать, чтобы прекратить нежелательное поведение? Что если озвучивать свои потребности и чувства недостаточно, чтобы ребенок понял, что делать "плохо" нельзя.
Мне ненасильственная идея нравится, но при этом ломать всегда легче, чем понять последствия)) Может наш вид не может быть без рамок?
Сложно.
так и есть.
правильно. И это так легко искоренить, но именно потому, что это такой действенный рычаг, это никогда не искоренят. Ведь учителю что нужно - чтобы ребенку было хорошо в долгосрочной перспективе или чтобы прямо сейчас он не срывал урок? А государству что нужно - свободолюбивые граждане, которые умеют оценивать себя и свою деятельность или рабы, полностью зависящие от мнения вышестоящего?
Поэтому не нужно путать границы и контроль. Ребенку (и взрослым) нужны границы, но не контроль. И не нужно подменять понятия.
не может
да, сильно.
Но не у всех. И не везде.
Вот например в Израиле (и в некоторых странах морально загнивающего Запада о которых я знаю) в среде спортивных тренеров (как детских, так и взрослых) можно по этой черте безошибочно определить представителя русской школы :) (если бы имя и акцент на делали этого еще раньше). Да и просто среди родителей
Здорово, если в прогрессивных странах полностью удалось изжить этот способ воспитания и воздействия;)
Хотя мне кажется, что вряд ли это полностью искоренили,неужели все родители стали такими идеальными? Даже религия, на мой взгляд, именно на стыде и покаянии держится или это опять верно лишь для православия?
Никто не идеальный. И тем более израильские родители. Но метод "воспитания" стыдом, унижением, доминированием здесь не используется как "школа", как что-то само собой разумеющиеся.
Но и в иудаизме этого как мне кажется гораздо меньше чем в христианстве. Иудаизм, как мне кажется, гораздо строже христианства. Но при этом у религиозных деятелей меньше власти над паствой. Они учителя, а не отпускатели грехов.
Строже -за счёт чего? Ведь должен быть страх в таком случае? Я полный профан в религии, но как в иудаизме наказывают за ослушание? Попадешь в ад,если не будешь слушаться? Тебя изгонят из сообщества и лишат звания верующего?
Ада в иудаизме нет. Это же просто манипуляция :)
Из сообщества да, могут выгнать.
Но в любом случае наказание соответствует преступлению, а не как в христианстве - за любой проступок в ад!
Нельзя лишить "звания" веруещего :) Мы же не в армии :)
Вера - одно, религия - другое.
Строже не потому, что наказания сильнее (они как раз гораздо легче), а потому, что откупиться от них нельзя.
покаялся и тебя простят, вроде так) но это опять дилетантское представление) или как ты ниже пишешь, откупился, дал пожертвования, провели молебны...
Спасибо)
браво, Галина. со всей душой написали. да, такими историями о жизни понимаешь, что за внешней историей о благородстве может скрываться боль, слёзы, воля... тяжело вникать во все эти темы, но часто, не зная, они врываются в твой интерес. я только у Чарской о таких институтах читала, даже не верилось, что ее книги выпускали... вы прочли эту книгу из очень непростой серии, научной. читала в ней две книги, связанных с личностями Франции. С уважением.
Я Чарскую не люблю) Читала у нее две книги, институт упоминался в Лидия Чарская - Княжна Джаваха , но то ли книга строго для девочек и я опоздала с ней познакомиться, то ли стиль не "мой", но продолжать знакомство с писательницей не захотелось)
А почему вам не верилось, что выпускали книги Чарской? Имеется в виду что в советское время она подверглась критике и считалось вредной?
а я как раз КНЯЖНУ ДЖАВАХУ и другую читала. тогда очень прониклась историями. меня лет 7 назад удивляло, что в книжных магазинах авторра не видела вовсе, а купила ее книги только в магазине при храме, куда хожу. так там целое собрание сочинений Чарской тоже было. вот и подумала, что Чарская под запрет ранее попадала... с уважением.
Теперь она популярная зато) Хотя, на мой взгляд,у нее слишком много сентиментализма и некой "театральщины", так что я могу понять,почему в советское время детям не рекомендовали ее, в свое время Чуковский ее критиковал. Она как раз такая типичная институтка, как мне думается) Но тут,как говорится, на вкус и цвет, здорово,если Вам книга доставила удовольствие.
Я даже подумала,не почитать ли мне все же ее воспоминания для сравнения?