Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2024 г. 00:35

114

5 Вестник Господа, или Такая у него работа

картинка NataliStefani
« — Господи, — пробормотал помощник.
— Господь нас не выручит, — ответил Джебидайя.»

«Почти все мысли бежали из его усталой головы, кроме одной: он был вестником Господа, которого ненавидел от всего сердца.»
(Джо Ричард Гарольд Лансдейл. «Дорога мертвеца». 2007)
«Не будь ты проповедник, из тебя вышел бы хороший стрелок. Или ты как раз такой — проповедник-стрелок.»
(Джо Ричард Гарольд Лансдейл. «Дорога мертвеца». 2007)
«Или дело в проклятии. Тогда еще многим предстоит расплачиваться.»
(Джо Ричард Гарольд Лансдейл. «Дорога мертвеца». 2007)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
И снова встреча с Преподобным Джебидайей Мерсером — героем, который не оставил меня равнодушной после знакомства с ним в повести Джо Ричарда Гарольда Лансдейла — «Смерть на Западе».

На этот раз — рассказ. Название рассказа такое же (в масть) говорящее, как у повести: «Дорога мертвеца» (Deadman's Road). Явно, намечается цикл хоррор-вестернов, действие которых разворачивается в американском штате — Техасс. Сборник так и называется «Дорога мертвеца. Руками гнева».
***
Интересно не то, что «проповедует» Джеб Мерсер, а то, что «проповедует» автор.

Преподобный — натура крайне противоречивая: он одновременно считает себя и Правой рукой Господа, и Его ненавистником. А каким ещё должен быть священник с дробовиком, или револьвером 44 калибра? Джеб покончил со своими проповедями. Теперь у него, как у В.В. Маяковского в «Левом марше»: «Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер.»

Преподобный видит свою миссию в тотальном уничтожении зла.

«Мой долг — разить зло, а не сторониться.»

Упыри, вурдалаки, живые мертвецы и прочая «неубиваемая» нечисть — порождение как индейского фольклора, так и древнейших верований, богов коренного населения — это всё то, что противно Господу — Богу нашему. И не случайно, что все события происходят на Техасской земле — древней, исконно индейской, обращённой, но не покорённой. Это Техас.

«— Если есть один Бог, — сказал Джебидайя, — могут быть и другие. Они враждуют между собой — так уж заведено.»

Если бы можно было пропустить «Дорогу мертвеца» сквозь невероятную фантастическую центрифугу, чтобы осадить интригующие, захватывающие художественно-литературные наслоения, то в чистом остатке, на выходе, осталась бы вражда коренного населения Техаса с белыми поработителями-гонителями. Тогда понятно станет, какие страсти рвут душу на части священника, служителя Церкви — Преподобного Мерсера.

Вражда неизбежна.

Гнусные мерзавцы, убийцы, насильники — белые — с одной стороны, а с другой — неубиваемая нечисть местного происхождения: индейцы, но чаще — полукровки. (Почему полукровки?..)

Зло порождает зло. По-другому не бывает. Но. Но ещё ведь важно, кто первый начал?! Белые начинают и ими же заканчивают. Символично, не правда ли?

И белые виноваты больше. Трусливо не вмешивающиеся, не защищающие слабых и невинных, попускающие издевательства, убийства, линчевание, изнасилования ... Они будут прокляты.

Ничто само по себе никогда не улаживается! А с молчаливого согласия, как известно, творятся все подлости на Земле. Когда беззащитные угнетённые не в силах покарать своих обидчиков и угнетателей, они обращаются к древней магии и колдовству … И всё начинается сначала: порочный круг. Из него не вырваться. Не преодолеть. Проклятие падёт на головы проклинающих.

«Или дело в проклятии. Тогда еще многим предстоит расплачиваться.
— Вроде тех, кто не унял Гимета при жизни, — сказал Хрыч. — Тех, кто считал, как я, что все само уладится.
— Именно, — кивнул Джебидайя.»

***
Джо Р. Лансдейл поразил меня своим — Лансдейловским хоррором. Хоррор, как оказалось, хоррору — рознь. Никогда не считала себя почитателем этого жанра. Да, интересно. Да, любопытно. Но не более того. И вдруг — такая глубина.

Вот уж воистину не важно, в каком жанре написано произведение. Важно то, что хочет сказать автор своему читателю. О чём он сам думает и побуждает подумать тебя.

И как же здорово, когда тебе, читателю, удаётся расслышать и понять, о чём хотели тебе сказать. Так возможно, наверно, лишь тогда, когда оба — и читатель, и писатель смотрят в одном направлении. Но это отнюдь не значит, что читатель должен соглашаться с писателем. Главное, чтобы тема для мысленной дискуссии была занятной.

«Мне доводилось видеть такое, от чего пошатнулась вера в единого Бога, которому я служу. А что Он сам, если не суеверие? Вокруг одни суеверия, мой друг.»

А когда писателю нечего сказать, то и браться за перо не стоит. И самый улётный жанр, будь то хоррор, детектив или фэнтези … не сделает произведение значимым — не макулатурой.

P.S.
Если есть Вера, то будут и суеверия. А обратить их в прах и развеять по ветру способна лишь истинная Вера. Такая, с какой работает Проповедник. Без Веры и Слова Божия ему никак нельзя.

Работай, брат.