Больше рецензий

13 февраля 2024 г. 17:46

229

4.5 Дао и саранча

Бравшись за главный роман Дика, я не знакомилась заранее с контекстом и знала только самое основное: что это вроде как антиутопическая альтернативная история. Не знаю, что я представляла себе под этим, но далеко не то, чем оказалась книга, а оказалась она чем-то гораздо более интересным и сложным.

Главный герой, если он тут есть, то один - Книга Перемен. Написана она была приличное количество веков назад и уже достаточно давно (пару тысяч лет как) считается частью конфуцианской философской традиции. То, как именно гадают по этой книге с технической стороны не важно - в романе процесс достаточно подробно описан, так что его можно себе представить. Важнее сам факт того, что практически все герои считают совершенно необходимым обращаться за советом по любому поводу к Книге - таким образом, она главная и иногда единственная причина происходящих событий.

Хотя на этой китайской традиции и основан весь сюжет, Дика интересует не конфуцианство, а философия Дао, во многом противоречащая учению Конфуция. Один из героев книги - японский чиновник, и вообще японцев тут достаточно, ведь главное действие происходит на бывшей территории США, оккупированной Японией. Я не знаю, насколько серьёзно автор вникал в эту философию, но очевидно, он был в ней так или иначе заинтересован - мировоззрение японцев описано весьма аутентично, и Дик пользуется этим для раскрытия главной темы романа - проблемы истории.

Что такое Дао? Само слово, кстати, в романе не упоминается. Просто звук, не несущий никакого смысла, “ничего”, пустота. Наше существование в этом мире такой же пустой звук, не имеющий никакого влияния на общий ход вещей. Так вот, мы вместе с автором задаёмся вопросом, а что было бы по другому, если, например, главная война ХХ века была бы проиграна союзниками?

Мир “Человека в Высоком замке” одновременно и другой, и выглядит фундаментально не настолько отлично от нашего, и мир “Саранчи” тоже - курс истории движется всегда в том направлении, в котором он движется. Это звучало бы фаталистично, но нет, дао не фаталисты - они всего лишь утверждают, что мы переоцениваем собственное влияние на окружающий мир. Что мы сами наделяем какие-то полюбившиеся случайности своими человеческими смыслами (спрашиваем совета просто книгу, например, пусть ей и почти три тысячи лет), хотя на самом деле - кто знает - может быть, вся наша реальность лишь морок и сон.

Наш герой, Тагоми, японский чиновник, в минуту душевного смятения как будто бы ненадолго видит наш мир - то есть ту реальность, которую мы называет нашей. Вспоминается известный парадокс про бабочку - не скажешь наверняка, снится ли она нам, или это мы снимся бабочке. И у Дика так же: вот мы узнаём о Тагоми со страниц книги, и представляем его, пока он представляет нас и даже не осознаёт этого.

В общем, книга, очевидно, не полна экшена, хотя в ней есть пара напряжённых сцен и одно убийство. Но меня поражает и радует, что роман, написанный в 1962 году читается сейчас так свежо и легко - обычно я очень не люблю старую фантастику, даже если в своё время она была довольно хорошо и крепко написана.

Так что же важно в этом мире, если весь он, возможно (ну, самую малость), лишь сон? Любое мироустройство будет иметь своих приспособленцев (Чилден), власть имущих, но тоже людей, всего лишь пытающихся уцелеть и найти истину (Тагоми), считающих себя жертвами (Фрэнк) и проакторов (Бейнс и Джулиана), и в итоге эта сложная система всегда способна выруливать к свету, даже если порой кажется, что человечество уже давно систематически делает всё для собственного уничтожения. В этом смысле Дао удивительно оптимистичная концепция:

Вселенная никогда не исчезнет, ибо в то мгновение, когда тьма, кажется, готова овладеть всем и вся, в её самых мрачных глубинах появляются ростки света. Таков Путь.

В неё очень слабо верится в тёмные времена, но она мне нравится.