Больше рецензий

16 февраля 2024 г. 18:14

257

4.5 ОН СЛИШКОМ УВЕРОВАЛ В СВОЙ МИР

Как-то странно последние страницы совпали, откликнулись реальностью. Смешались и удалились далеко от Японии и Мисимы, в сегодняшний день и Северную Россию. Превратились в ответы на вопросы, зачем он вернулся. Обвинение мёртвого в том, что он сделал то, что не могут позволить себе обвинители. А если бы могли, то он был бы жив. А если бы не уничтожение Японии, то Исао был бы жив. Знания должны превращаться в действия. Знаешь о проблеме и стремишься её решить, но иногда открываешь, что ты сам проблема, что это ты чужеродный элемент этого мира.
Вторая книга тетралогии. Спустя 19 лет после смерти Киёаки его друг Хонда, ставший мужчиной, мужем, судьёй, сталкивается с соблазном, сталкивается с ситуацией, которая расшатывает его представления о законах реальности, соответственно его систему ценностей, его устремления, оформленный уже ритм жизни. Он встречает юного Исао и видит в нём перерождение своего давно умершего друга. Ничего общего во внешности, лишь три родинки, но с каждой страницей, строчкой, минутой, мгновением, мы понимаем, что весь этот роман, весь этот вроде новый путь, лишь попытка ответить на вопрос после первой книги: «А если бы всё было наоборот?». Если бы всё было иначе? Если бы местами всё было совершенно антонимично. И вот перед нами не безвольный самолюб, а фанатичный патриот. И думает он не о том, как бы ему сохранить лицо, а лишь о том, как благородно принять смерть. Тут очень хорош пример с рисовым шариком, который озвучивает сам герой в разговоре с тем же принцем, ставшим случайным виновником смерти Киёаки. Ты подносишь рисовый шарик императору. Если ему не понравится, то ты обязан убить себя, ведь совершил богохульство. Если ему понравится, то ты обязан убить себя, ведь соверши богохульство. Пишу это и вспоминаю, что логика Киёаки стояла на таких же вилках, его также было не сдвинуть.
Кроме Хонды и принца в книге важную роль играет бывший учитель Киёаки, а ныне отец Исао. Он не замечает «чудо перерождения», он сам становится его частью, пытается превратить сына в того, в кого не смог превратить ученика. Пытается не потерять, одновременно делая всё для обратного.
Если же отбросить “Весенний снег”, то книга “Несущие кони” о юноше, несвоевременно прочитавшем одну экстремистскую брошюру, которая зажгла в его сердце огонь и дала ему смысл жизни, мечту, где небо, море, восход солнца и его самоубийство. Юноша имеет третий дан в кендо и легко набирает себе сообщников, друзей, адептов той же брошюры, экстремистов, повстанцев. Как их не назови, но суть одна. Они хотят спасти Японию незаконными методами, в том числе убийствами. Вроде бы поддержка приходит легко и с нужных сторон, но обещать – не жениться.
Добавляет интерес произведению судьба автора. Мисима тоже был экстремистом. Организовал переворот. Т.е. попробовал организовать, но не получилось и он завершил свою жизнь, сделав харакири. Какие из аргументов Исао равны аргументам Юкио? На какие из контраргументов у него был ответ? А может «Несущие кони» и есть такой ответ? Новая «брошюра» для следующих поколений студентов, а вдруг у кого-нибудь после десятка перерождений наконец-то получится довести до конца не свою жизнь, а темноту, что опустилась на нашу землю и сожрала солнце. Оно вновь не успело взойти