Больше рецензий

17 февраля 2024 г. 20:53

440

4 НАЗВАТЬ ТЕНЬ ПО ИМЕНИ

С Земноморьем я встретился на студии «Гибли», затем только была книга, а затем она была снова и вот уже в третий раз я пытаюсь начать своё знакомство с одним из миров Урсулы Ле Гуин и хоть в этот раз не остановиться, едва-едва переступив порог.
Земноморье – мир-архипелаг, мир полный волшебства, Света и Тьмы, своих законов, правил и их нарушений. С этим миром мы знакомимся через историю Геда, волшебника. Мать его умерла рано, отец был простым кузнецом, а вот тётка занималась мелким деревенским колдовством. Она первая рассмотрела в мальчике дар. Дар, с которым он не мог оставаться на своей маленькой родине, ведь был гораздо больше, был сосудом воистину великой силы. А как известно большая сила несёт большую ответственность, только вот, чтобы постигнуть это, нужно не раз разбить себе голову, и это в лучшем случае.
Первая книга выполняет свою функцию первой книги, что делает попытки оценить её немного труднее, словно оцениваешь вступление, наброски, задел на будущее. Но в то же время читать этот задел одно удовольствие, ведь нас бросают в новый мир. Мы смотрим, вокруг разинув рот и внимаем происходящему, поглощаем неведомое и визжим от удовольствия встречая знакомое. Я, например, успел встретить «Стального Алхимика», «Франкенштейна» и дикий вайб японских учений.
Гед начинает свою историю с борьбы с тенью. Столкновение с ответственностью за свои силы. Страх перед собой. Бегство от себя. Какой-то сплошной Юнг. Слишком простой и знакомый каркас, но, вернёмся, он и нужен был таким, чтобы не отвлекал, чтобы не утяжелял, чтобы на его фоне рассказать о Земноморье.
Конечно, здесь есть к чему придраться и подушнить, но незачем. Придираясь к мелочам, мы вступаем в спор с жанром, игнорируем жанровые допущения, вольности, что целенаправленно используются для большей туманности, загадочности, сказочности. Ведь сказания о Геде – это сказания, легенды. Что-то затерялось, что-то дошло не так, что-то рассказчик додумал за себя, чтобы повысить градус эмоций, что-то, наоборот. Местами это явно. Например, когда главный герой делает главную ошибку в книге написано, что он знает, что делает. Не «уверен», не «захвачен желанием», а именно «знает». Ведь ему казалось, что он «знает». А сколько ещё ему «казалось»?
Большая битва разбивается на «небольшие» столкновения, увлекательные и разнообразные. Приключения, как и персонажи выполняют сразу несколько функций. Держат ритм, дают информацию, двигают сюжет и забрасывают ружья в продолжение, где нам уже не нужно будет знакомиться с главным героем и основами волшебного мира Урсулы Ле Гуин, хоть для кого-то это и самое вкусное.
Законы мира канонично сказочные. Сила имён. Важность молчания, созерцания. Контроль эмоций. Отказ от неуместных желаний. Добро. Зло. Равновесие. Временами довольно голая дидактика. А временами, кажется, что всё и обо всём. Ведь всё и всегда в результате просто, проще чем возможно, пока не пройдёшь путь от простоты до простоты, пока не посмотришь своей тени в лицо, чтобы назвать её по имени.