Больше рецензий

18 февраля 2024 г. 22:08

184

5 ֍֍֍ ВСЯКАЯ ПРАВДА И ПОДЛАЯ ЛОЖЬ, или ДЕТИ БОЖИИ И ДЕТИ ДИАВОЛА ֍֍֍

картинка Santa_Elena_Joy
«Его старая кожа полностью сгорела, а новая имела более глубокий оттенок пунцового цвета.»

«Он чувствовал, что его уносит прочь, не просто прочь от жизни, а прочь от Бога, от идеи Бога, от надежды, от разума, от идеи, что вещи имеют смысл ...»
(Джо Хилл. «Рога». 2010)
«— Ррр-рога. У тебя… у тебя рога. На голове. Кто… Господи, Иг… да кто ты такой?
Глаза Терри горели возвышенным ужасом, ужасом, близким к благоговению.
— Не знаю, — сказал Иг. — То ли дьявол, то ли человек. Я еще не разобрался..»

(Джо Хилл. «Рога». 2010)
«Люди верили чему угодно, что нашептывал их личный дьявол.»
(Джо Хилл. «Рога». 2010)

Ни с того ни с сего у человека рога вырасти не могут. Это научно доказанный факт. Должна быть какая-то причина. Ну, например, если ему без конца твердить, что он баран, баран, баран, баран … То, действительно, рога могут вырасти. Или кто-то рога кому-то «наставит». Но это же понимается в переносном смысле. А вдруг и нет ?..

Главный герой романа — «Рога» (2010), который написал, уже всем известный, Джо Хилл — один из сыновей Стивена Кинга, после большого бодуна просыпается с рожками. Ясное дело, кто-то ему это устроил: эту метаморфозу. Вот только кто, а, главное, — зачем?..

***
Не разрушу интригу, если поясню, что Игнациус (Иг), с которого начинается роман, и который и есть «главгер» — жуткий циник и богохульник. Так что с рогами ему, можно сказать, ещё повезло. Могло бы быть гораздо хуже. А так — рога. Подумаешь. У каждого свои недостатки. Надо только их правильно использовать: себе во благо. Если ты, конечно, не дурак, и сумеешь с умом воспользоваться «благоприобретённым» признаком.

Вот об этом и будем читать в фантастическом романе Джо Хилла под названием «Рога».

Фантастика — она же сродни сказочной истории. А в каждой сказке, как известно, есть намёк. Надо его понять. Уловить. Извлечь урок.

***
Судя по аннотации, что-то неуловимо наводит на американский телевизионный сериал — «Люцифер» Майка Кэри (2016-2018). Рогов там не было. Но были шикарные ангельские крылья. И множество криминальных историй, раскрывать которые помогал Люцифер, сбежавший из Ада на землю.

Никто из причастных к делу не мог устоять перед сыном Божиим, когда-то сосланным в Ад, но бежавшим оттуда, и выкладывал ему, как на духу, всю свою подноготную (о самых своих сокровенных желаниях), стоило Люциферу задать вопрос: «Чего ты хочешь?»

***
А вот аллюзия на Стивена Кинга — «Мёртвая зона», мягко говоря, несколько обескуражила.

«Он трогал одежду посетителей и узнавал их страхи, тайны и надежды. Разве это нормально? Это — не дар, а настоящее проклятие!»
(Стивен Кинг. «Мёртвая зона». 1979)

Это же даже не подражание, а плагиат какой-то …

«— Вы уж простите нам все эти вопли, — сказала она и просительно тронула руку Ига.
И когда она это сделала, когда Ига коснулась ее кожа, он откуда-то узнал, что ее звать Элли Леттеруорт и что четыре последних месяца она регулярно спит со своим инструктором по гольфу ...»

(Джо Хилл. «Рога». 2010)

Заимствованная идея из романа отца? «А что, так можно было?»

Ну, ладно. Может быть, это оммаж?

Намёки на произведения Стивена Кинга встретятся ещё не раз. Ну, как водится: семейная традиция.

***
Рога у Ига расти стали на годовщину смерти его девушки — Меррин Уильямс. Девушка была убита, но сначала изнасилована (?) У полиции один-единственный подозреваемый — Иг. Доказательств нет.

Приобретённая вместе с рогами способность Ига узнавать сокровенные мысли людей, слегка коснувшись их рукой: не надо даже задавать вопрос — «Чего ты хочешь?», как делал Люци в вышеупомянутом телесериале, развязывала языки собеседников покруче какой-нибудь сыворотки правды. Даже и делать не надо ничего: при виде рогов у людей языки сами собой развязывались. Может бытьэто поможет Игу узнать правду о гибели своей девушки?

***
Оказывается, нет ничего хуже, чем выслушивать ПРАВДУ.

«В чём СИЛА, брат?»

Да, уж. Страшнее ПРАВДЫ нет ничего на свете. И в этом скоро убедимся, (если ещё до сих пор в это не верили), начав читать «Рога» Джо Хилла. Я бы ни за что не хотела оказаться на его месте ...

Да и чёрт с ними, рогами! Но когда в твоём присутствии о тебе говорят ПРАВДУ, которую ты и так знаешь, или не знал и даже не мог предположить, ЧТО ДУМАЮТ о тебе на самом деле, ЧТО ПРОИСХОДИТ вокруг тебя, то, как говорится, «СДОХНУТЬ МОЖНО!!!» Прошу прощения за моветон.

Но, как только представлю, что чувствует Игнациус Перриш, выслушивая свою родню, которую, якобы, он сделал глубоко несчастными людьми из-за убийства на сексуальной почве Меррин, которого он не совершал, но ВСЕ (!!!) уверены, что именно Иг — убийца, убийца, убийца, убийца … то всё понятно.

Ах, вот откуда РОГА растут!

Но что ещё может быть более разрушительнее для внутреннего мира молодого человека, так это то, что его папа-мама-бабушка — далеко не ангелы. И даже — совсем наоборот! Это же полный … конец. Всё. Твой мир рухнул … И это что — не триллер?!! Это же ужас просто!

***
Я уже имела возможность убедиться (и не раз), что у Джо Хилла в его произведениях всё гораздо глубже, чем лежит на поверхности. Они не столько тяготеют к многослойности, сколько оснащены «вторым дном». Побуждают зреть в корень. Думать. Анализировать. Рассуждать.

Прочитав первые 8 глав (всего их 50), я увидела подтверждение тому, что уже знала давно. Оказывается, Джо Хилл тоже знает (ещё бы!), что люди имеют свои собственные представления (модели) о других людях. Этих моделей может быть много, поскольку и различных людей тоже много. И ни одна из них может не соответствовать человеку, модель которого составляют. Он может не соответсвовать ни одной из воображаемых моделей личности: сколько людей — столько мнений (моделей).

«— Ты думаешь, что кого-нибудь знаешь. Но по большей части ты просто знаешь то, что тебе хочется знать.»

И не зря же порою мы не без иронии можем сказать кому-то, кто о нас выражает своё нелицеприятное мнение: «О! Говорите, говорите … Как много НОВОГО я о себе узнаю».

Бедный Иг! Как много НОВОГО о себе он стал узнавать от других людей. И ни грамма ПРАВДЫ. А, главное, повлиять на чужую модель представлений о себе он не может. Вот ужас-то где! Это очень трогательный, болезненный и жизненный психологический момент истории.

Кому довелось пережить нечто подобное, тот поймёт. Когда тебе не верят на слово, но ты говоришь правду, — возникает БЕССИЛИЕ. Попробуй докажи, что ты — не верблюд! Невероятно травмирующее ощущение ...

***
Всё начинается с «идиотской безрассудности». Она свойственна, в первую очередь, подросткам, которые ещё не умеют бояться смерти, не научились ценить жизнь.

Толчок к развитию сюжета романа даёт событие из жизни Ига, когда ему было 15 лет. Джо Хилл, как и Стивен Кинг, обожает развивать «подростковые» сюжетные линии. И лично мне это очень нравится: переосмысливаешь и свою собственную жизнь, погружаясь в события своего отрочества и юности. Смотришь, как бы со стороны, что куда тебя привело …

Но иногда мы можем ошибаться. Очень сильно ошибаться, интерпретируя события со своей точки зрения. Нам и не вдомёк, что ко всему могут быть причастны иные силы. Те, по воле которых могут отрасти, например, рога …

***
Роман многослойный. Джо Хилл поднимает целый ряд тем. Многие из них связаны с психологией. В этом направлении работает и Стивен Кинг. У Джо, на мой взгляд, получается острее. Характеры, мотивы и поступки — предмет исследования писателей.

Когда автор заводит разговор о таком явлении, как жажда разрушения, характерном для какой-то части человечества, возникает жуткое ощущение: смесь непонимания, беспомощности, раздражения, отчаяния — безнадёга, если такие дорываются до власти. Да просто: живут по соседству … Вообще, — живут!

«— Да. В идеале мне хотелось бы устроить разрушение, которое можно видеть с орбиты. А если уж это никак, — добавил Терри, — надо хотя бы попытаться уничтожить что-нибудь ценное и прекрасное, чего потом никак не заменить.»

И жаждой разрушения охвачен не один Терри …

***
Почему порой мы совершаем поступки, которые по дальнейшему рассуждению не должны были совершать? Они происходят как бы помимо собственной воли. Как будто мозг застали врасплох и ты не успеваешь подумать, что ты делаешь: за тебя действует чья-то воля.

Тебе достаётся только горькое разочарование и сожаление о сделанном. Но это будет потом. После. После ты будешь недоумевать, как мог так поступить? Как? Недоумение — недостаток ума!

Об этом тоже прочитаем у Джо Хилла. Интересный эпизод про золотой крестик и рыжую девчонку. Триггер к развитию сюжета.

«Он не мог себе представить, почему позволил Ли взять ее крестик.»

Кто или что парализовало волю Игнациуса?

Фантастические метаморфозы Ига. Рога … Почему именно рога? Почему дьявола во многих культурах изображают с рогами? И иная нечисть также является носителями этих атавизмов. Рога. Копыта. Хвосты ...

***
Джо Хилл представляет читателю удивительное смешение жанров: фантастики, триллера, мистического романа, ужаса, криминальной истории про социопата, круто приправленных психологией. Но главное — чувства, которые пробуждает автор. И интерес!

Интрига романа не прекратилась даже после понимания, как погибла Меррин Уильямс — девушка рогатого героя. Наоборот, кажется, что она только закручивается.

… Лично мне было чрезвычайно интересно. Чем дальше, тем острее и неожиданнее становилось повествование: всё круче и круче, как рога Ига.

Не могла оторваться. Вернее, отрывалась от чтения, чтобы осмыслить прочитанное, поразиться художественному мастерству, фантазии писателя и знанию жизни: пишет зрелый, начитанный, разносторонне развитый, эрудированный и тонкий человек … А главное, сквозь фантастическую фабулу ясно проступают черты современного американского общества. Впрочем, — похожие и на наши. Общечеловеческие.

***
Джо Хилл написал роман о людях, демонах и … змеях. Змеи — невинны. С этим всё ясно. А вот кто — демон, а кто — человек, в этом предстоит разобраться. Пусть эти строки из Святого писания помогут в этом, если кто-то немного запутается.

«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
(1-е Иоанна 3:10)

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(От Иоанна 8:44)»

«И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
(От Матфея 12:26)»

Дьявол, сыны дьявола — враги всякой правды! Посему идея восхитительного романа «Рога» Джо Хилла — очевидна. А восхитительным делает его писательский талант и мастерство Джо. Такое моё мнение.

Да, и у Джо Хилла ко всему прочему имеется свой взгляд на дьявола. Которому он находит исторические культурные обоснования. Имеет право. Он — художник: видит так, как хочет видеть …

«Пройти огонь, воду и медные трубы» … Оказывается, этот фразеологизм известен не только в России. Он очень древний. К тому же — интернациональный. У Джо Хилла в романе «Рога», как в русской сказке, это всё есть.

P.S.
картинка Santa_Elena_Joy
«— Он отнес крестик к молоденькому деревцу, росшему у стены литейной, и повесил его на ветку. — Может быть, та, что его потеряла, когда-нибудь вернется.»