Больше рецензий

19 февраля 2024 г. 20:50

81

4.5 Спойлер "Она хотела жить в Париже или умереть."

Шедевр великого французского писателя Гюстава Флобера, известного своим перфекционизмом и почти поэтическим взглядом на прозу: каждое слово должно было стоять на своем собственном месте. Чтобы добиться идеала, он все переписывал по множеству раз и кропотливо искал нужные слова.

(И в переводе Ромма это чувствуется.)

Эмма Бовари живет в относительном достатке, но ей этого мало. Муж боготворит ее, но ей нет до него никакого дела. Она грезит о судьбе Жанны д'Арк или Елены Прекрасной, запоем читает романы и хочет, чтобы ее жизнь перестала быть такой заурядной.

Амбициозная, увлекающаяся, эгоистичная, она могла бы быть героиней Дюма, строить казни при дворе короля, а она скучает в провинциальном городе, где ничего не происходит.

Мечтательница до мозга костей, Эмма напомнила мне в большей степени тип "лишних людей", чем Анну Каренину. Тема "утраченных иллюзий" и "больших ожиданий" — тоже про нее.

Любовь и измена для нее были лишь способом самореализации, способом приблизиться хоть немного к той жизни, полной страстей, о которой она мечтала. Ее любовники уже тем фактом, что их было двое, показывают, что они значили для нее не так уж много. Для Карениной же встреча с Вронским была роковой.

Образ Эммы получился очень разносторонним и одновременно цельным. Ее интересы, перемены настроения, поступки настолько убедительно вытекают одно из другого, что о ней невольно думаешь, как о настоящем человеке.

Флобер — тонкий психолог, эрудит, стилист, художник, который, как настоящий джентельмен, никогда не покажет своего отношения к происходящему.