Больше рецензий

23 февраля 2024 г. 17:17

233

5 Спойлер Любое приключение должно с чего-либо начаться...

В центре истории находится Аника Ришар, молодая француженка, вынужденная учиться жизни заново. Читатель знакомится с ней и ее матерью в тот момент, когда обе оказываются на обочине жизни, потеряв все: глава семьи покончил с собой, а имущество забрали за долги. И две женщины, привыкшие, что все проблемы можно решить деньгами, учатся выживать без них.
С первых страниц Аника вызывает раздражение, граничащее с бесконечным удивлением и желанием в очередной раз биться головой обо что-нибудь. Инфантильная, высокомерная, не приспособленная к жизни, избалованная, эгоистичная, она не вызывает сочувствия ни тем, что оказалась в «сложной жизненной ситуации», ни тем, что, вероятно, страдает психическим расстройством. Если автор преследовала именно такую цель, то результат получился впечатляющим: ни Аника Ришар, ни Агата Ришар (мать Аники) не вызывают ни капли сочувствия, лишь раздражение и презрение.
Тем заметнее на фоне первого с ними знакомства становятся изменения в характере той же Агаты, которая постепенно, как бы нехотя смиряется со сложившейся ситуацией и вскоре пытается даже строить новые отношения с психотерапевтом, к которому сначала отправила свою дочь. В действиях и поступках Агаты все ещё явно прослеживается тоска по прежней роскошной жизни и желание сохранить былой шик (например, в привычке одеваться и вести себя определённым образом, в несколько надменном и высокомерном тоне общения с окружающими, в эгоизме, самолюбовании и стремлении найти выгоду во всем – даже в том, чтобы подложить дочь под какого-нибудь богача), однако её, пусть и слабые, попытки не могут не вызывать минимального одобрения и даже уважения.
Аника, напротив, меняется как будто в худшую сторону, постепенно позволяя чувствам и страстям захватить себя. Она не может определиться в своих симпатиях и предпочтениях к мужчинам, не гнушается возможностью получить выгоду от знакомства с Габриэлем Эттвудом (в основном, финансовую) и куда медленнее примиряется с новой жизнью, пытаясь демонстрировать обратное. Проблем ей доставляют постоянные видения, кошмары и приступы, однако между попытками найти ответы на свои вопросы она умудряется также искать пути к прежней жизни, покупая на деньги все того же Эттвуда дорогие платья и побрякушки. Опять-таки, если автор задавалась целью создать именно такую героиню – неидеальную, инфантильную, практически беспомощную в бытовом плане, раздражающую, высокомерную и в реальной жизни абсолютно бесполезную, то образ получился совершенным.
Меняется Аника буквально на последних страницах произведения, когда наступает кульминация, она же развязка:

спойлер
Маат возвращает себе память, осознавая себя в теле Аники, обладая её памятью и её переживаниями. В рассуждениях и воспоминаниях Маат чувствуется спокойствие и сила, не свойственные Анике Ришар, и тем интереснее наблюдать за её действиями и выбором, который она в итоге совершает, потому что перед читателем возникает вопрос: был ли это выбор Маат или все-таки выбор Аники? Или это их общий выбор, потому что связан он с существом, сыгравшим в своё время важную роль в жизни Маат?
свернуть

Так как повествование в истории идёт от лица Аники, то и на всех персонажей читатель смотри её глазами. Особенно сильно это сказывается на восприятии двух основных мужских героев: Габриэля Эттвуда и Александра Робинса. Если первый герой сначала был Анике противен, она отмечала его холодность, высокомерие и раздражающую таинственность, то второй вызывал у неё неподдельный интерес. Однако по мере развития отношений с каждым из них оценка постепенно меняется: от раздражающего к привлекательному, сексуальному и даже возбуждающему – у Эттвуда; от привлекательного к дёрганному, смешному, непредставительному и непривлекательному – у Робинса. Чем ближе становятся отношения Аники и Габриэля, тем более комичным и карикатурным получается образ Робинса. И он всё равно вызывает сочувствие из-за того, как с ним в результате поступила Аника.
На мой взгляд, «Погребенные» – это интересное, свежее фэнтези с мотивами, которые пока не используются в литературе широко. Уникальное переплетение приключений в духе «Мумии» и любовно-эротического романа в стиле «С широко закрытыми глазами». Сложные и неоднозначные герои не оставляют равнодушными, вопросы без ответов, подстёгивающие читать дальше, серая мораль, не дающая и шанса «остаться чистеньким и при своём». Думаю, у истории хорошие шансы не только найти свою аудиторию, но привнести нечто новое на книжный рынок.