Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 февраля 2024 г. 20:41

7K

4 Спойлер накануне бывают разными

Нет-нет-нет-нет, мы хотим сегодня
Нет-нет-нет-нет, мы хотим сейчас

(с) старинная песня

Произошел такой казус. У меня на телефоне была эта аудиокнига и "подросток" Достоевского. Я выбирал между ними, занимаясь параллельно чем-то другим. Цезаря из меня не вышло.

Начав слушать, первый час-полтора почему-то думал, что это Достоевский. И нервический молодой человек там был, и чтец тот же, что мне недавно рассказывал о вечном муже, о хозяйке и о маленьком герое (Иван Литвинов), да и прочий антураж. В общем, вот такой вот я знаток классической литературы.

Так бы я дураком и помер (хотя в какой-то момент отсутствие подростка наверное показалось бы мне подозрительным). Но кое-что меня все таки смутило и заставило перепроверить - мне стало откровенно скучно. А с Достоевским такого не бывает. И действительно я понял, что для меня скука это неотъемлемая черта творчества Тургенева. Что, к счастью, компенсируется малым размером его романов.

Тургенев никогда не западал мне в душу, не трогал сердце, не напрягал мысли. Ничего из него во мне не осталось.

Вот и здесь, герои достаточно схематичны, их характеры почти не раскрыты (да и как их можно раскрыть в таком коротком романе?) Легкость слога в классических произведениях для меня второстепенна. Литературной природой я не интересуюсь. Остаются герои.

Возьмем к примеру Берсенева. Зачем он нужен? Вроде был главным действующим лицом, на него возлагались мои читательские надежды. Но с появлением болгарина ушел в тень. Может быть это такая аллегория - прежние главные надежды, молодые ученые, лучшие люди общества, пассивно порядочные и благородные люди уходят на второй план, освобождая место настоящим героям? Берсенев не боролся за Елену (читай, Россию), а вежливо уступил её. Он умен, честен, но Прекрасной Елене этого мало. Потому что он не герой! Мне кажется, литература это все-таки не только площадка для аллегорий, она должна быть интересна и сама по себе.

Шубин более колоритен и неоднозначен. Он живой, в его сердце бушуют страсти. Он совсем не так легкомыслен как кажется поначалу и у него даже есть моральные устои. В коротком промежутке времени между тем как я понял, что читаю Тургенева, и тем, как Елена заняла в романе центральное место, я даже подозревал, что он из породы знаменитых тургеневских девушек. Оставаясь в тени Берсенева он перешел вместе с последним в тень Инсарова.

Инсаров это функция. В нем есть все достоинства Берсенева, но кроме них он обладает пламенным сердцем революционера. Сказать о нем нечего. Инсаров конечно герой, но зачем же тогда от чахотки умирать?

Ну а Елена развилась от жалостливого ребенка до сильной и страстной женщины. Женщины, которая ищет не богатства и уюта, и даже не рая в шалаше, а максимально полной реализации своих мессианских стремлений. Она должна спасать других, жертвовать собой.

На эту линию я бы тоже мог не обратить никакого внимания. Но так получилось, что как раз в то время, когда я читал это произведение, случай, подобный финалу романа, происходил и в реальной жизни. И это совпадение вознаградило меня за скуку. Герой, борец за свободу своего народа, умирает. Люди, возлагавшие на него большие надежды подавлены. И тогда жена, всю дорогу поддерживавшая своего борца за прекрасную Болгарию будущего, принимает решение не возвращаться в комфорт и безопасность, а продолжать то дело, за которое герой пожертвовал жизнью.

Прекрасно, что такие женщины существуют в реальной жизни. Добавил один балл за то, что классика не стареет, и люди не меняются. Посмотрим, превратится ли накануне в завтра или вернется во вчера.

Ну а Тургенева буду умеренно читать и дальше. Чтобы не путать с Достоевским

картинка Zhenya_1981

Ветка комментариев


Так бы я дураком и помер (хотя в какой-то момент отсутствие подростка наверное показалось бы мне подозрительным).

)))Ой, Женя, как же весело тут у тебя! Обхохотаться можно!)))

никогда не западал мне в душу, не трогал сердце

Кстати, о птичках. Или даже так: кто о чём, а я о Вине мистики.) Вспомнила интересный момент. Хоть ты и отделил здесь душу от сердца, но всё же в данном контексте для нас они равнозначны. А вот, например, у Омара Хайяма это два принципиально разных понятия. Переводчики же на русский язык, не зная такого важного нюанса, привычно воспринимали их синонимами, что вполне могло искажать смысл.)

Елена развилась от жалостливого ребенка до сильной и страстной женщины. Женщины, которая ищет не богатства и уюта, и даже не рая в шалаше, а максимально полной реализации своих мессианских стремлений. Она должна спасать других, жертвовать собой.

Елена мне больше других героев запомнилась. А чеховская Надя ("Невеста") – некий парафраз этой Елены. Только героиня Чехова не ищет ничьей поддержки, а, наоборот, легко порывает и с женихом, и с наставником Сашей, который и призывал её "перевернуть жизнь".

Спасибо, Женя, за рецензию!) Давно читала этот роман, но кое-что всё-таки слегка помню.


Людмила,я как раз недавно вспоминала Чеховскую Невесту и размышляла,как она могла убежать из дома,если паспортная система прошлого исключала такое своеволие? Ведь у женщин до 1914 года вроде бы не было личных паспортов и полиция могла в принудительном порядке вернуть домой беглянку.И на учебу требовалось разрешение родителей, поэтому и были одно время распространены фиктивные браки. Ты не встречала на эту тему информации? я бы про права женщин до революции подробнее почитала бы


Ведь у женщин до 1914 года вроде бы не было личных паспортов

чтоб не потеряли наверное. Какой у тебя научный подход к творчеству Чехова!


были одно время распространены фиктивные браки

У Лескова в "На ножах" довольно много внимания уделено фиктивным бракам. Но стоит учитывать его большую нелюбовь к нигилистам и прочей "прогрессивной молодежи".


Про фиктивные браки я читала, скорее интересует то,как девушка могла прожить вне дома без мужа, могла ли реально убежать и как решала вопрос с паспортом. У Лескова есть подобное описание?


У Лескова есть подобное описание?

Нет, такого я романе не было. Только замужество, только хардкор. гы

Про такое же замужество, кстати, с побегом из дома, можно еще у Чернышевского в "Что делать?" прочитать.


Ты не встречала на эту тему информации?

Ой, нет, я не в теме, Галя. Ничего об этом не знаю.


Переводчики же на русский язык, не зная такого важного нюанса, привычно воспринимали их синонимами,

еще и радовались наверняка, что можно в зависимости от нужной рифмы подобрать значение! А в чем разница между душой и сердцем? Просвети нас! )

Только героиня Чехова не ищет ничьей поддержки

помню такую. Елена тоже не ищет поддержки, а скорее ищет кого бы поддержать!


еще и радовались наверняка, что можно в зависимости от нужной рифмы подобрать значение!

Да, возможно, и радовались. Но потом это приводило к печальным недоразумениям.)

А в чем разница между душой и сердцем?

Ну, если в двух словах, то, по мнению Хайяма, Душа имеет небесное происхождение, а Сердце – земное. Хайям считал, что религиозно именно Сердце, а не Душа. Для Души есть один Всевышний, которого все называют по-разному, а Сердце связано с конкретной верой и религией. Короче, Душа знает, а Сердце верует. И они находятся друг с другом в сложных отношениях.

О, сердце! Вновь душа, сражённая тоской,
Представила, что вдруг расстанется с тобой.
Развесели её, спустись на луг зелёный,
Пока твой прах не стал зелёною травой.


Какая сложная анатомия.
Спасибо, Людмила :)
От всего сердца


Пожалуйста, Женя.
От всей души. )