Больше рецензий

24 февраля 2024 г. 13:17

369

1 Элегантность словоблудия

Я готова была оставить эту книгу на 100-ой странице, но дала себе шанс найти интересное в этом невесомом словоблудии. Ведь не случайно книга оказалась в моем long листе для чтения.

Повествование из мира раненых, травмированных людей.

Консьержка из бедной семьи работает в очень богатом доме. Она интеллектуально развита, разбирается в искусстве, литературе, философии. Любит творчество Льва Толстого и японскую культуру.

В этом же доме живет девочка - подросток, которая ненавидит свою семью, среду и мечтает о самоубийстве, поджоге шикарной квартиры, где они живут. Девочка эта высокоинтеллектуальная, сверхчувствительная и как будто инопланетна для этой семьи. В книге есть классная глава, которая мне очень запомнится. Мать девочки, сидящая 10 лет на антидепрессантах и проходящая анализ в течение всего этого времени, ведет дочь к своему психоаналитику. Ну, и девочка дает жару в кабинете наедине с доктором)))

Жизнь течет и люди как - то живут, все меняется, когда в одной из квартир поселяется богатый японец.
Дальше спойлерить не буду, ибо те терпеливые читатели, которые дойдут до этого места во второй половине книги, как раз могут поймать интерес и дочитать дальше.

В сюжете нет динамики. Легкий сквозняк как движение. Разрыв повествования на дневник девочки и повествование консьержки Рене местами очень напрягает. Завихрения сюжета в область экзистенциальных размышлений и философии мне были не очень интересны, потому что они достаточно поверхностны. Я думала, ну до экзистенциальной философии явно не дотягивает и выглядит как претензия на оригинальность в художественной прозе.

Очень противоречивым остался для меня ход автора, где сначала в диалоге главных героев Какуро говорит Рене, мол она не ее сестра и может не бояться повторения сценария, может отбросить свои ограничения и предубеждения. Далее - длительный по описанию катарсис и искренние слезы освобождения Рене, ее пробуждение на утро. Ну...а потом концовка, которая перечеркивает эту идею автора. Вопрос: а почему бы не дать подтверждения этой идее и не дать шанс героине найти новый смысл? Так нет же... ставим точку, подтверждая, что все тлен и вариантов на спасение нет у этой несчастной, прекрасной души.Которая как будто исключительна и не подходит под общий знаменатель.

Концовка очень бестолковая, на мой вкус. Вот просто настолько бестолковая, что я пошла писать этот отзыв в раздражении. Если и заканчивать такую бессвязную книгу логически, наверное я бы тоже выбрала такой ход. Но я не стала бы делать настолько резко (уж нудеть, так до конца). Умиранию в моем воображении можно было бы дать развитие, если уж лезем к экзистенциальным данностям. А так создалось впечатление, что автора торопил издатель или были иного рода ограничения из-за которых она взяла и завершила именно так. А может быть это такой тренд уходить от хеппи-эндов и обрывать нить повествования?
Не попадаются вот мне среди современных французских авторов те, кто вдохновил. Была ставка на эту книгу, но вот нет... отдохну от французов.

Оказывается, по книге снят фильм и мне захотелось его пересмотреть. Может быть в нем режиссер высветит то, что осталось невнятным для меня. Но сама книга меня разочаровала, увы...