Больше рецензий

book-hunter

Эксперт

Литературный номад

25 февраля 2024 г. 18:18

190

5

Прекрасное ужасное своей простотой произведение.
О том, что такое любовь и свобода, о фанатичности и границах.
О том, что на самом деле таится в душах многих преступников и почему в обществе/суде смягчают наказания, а социум проникается сочувствием к бездушному убийце. О том, почему не стоит переоценивать внутреннюю мораль и научиться наконец владеть собственной силой и применять ее (как минимум, для собственной защиты).

Очередная моральная дилемма: виноват ли преступник в том, что натворил, если таким он стал в результате событий и действий прошлого? А если он не ведает, что творит? Как его судить? Лечить, жалеть или ненавидеть?
Автор великолепно показывает, что ничто никогда не изменит насильника. И что всегда с крайней чернью нужно бороться ее средствами: нежные слова не побьют топор, высокие моральные устои - пустой звук против воспаленной гнили души.
Все это происходит только потому, что большинство людей, владеющих эмоциональным интеллектом уровня среднего и выше - просто не допускает и в полной мере не принимает идею, как так вообще возможно - ничего не чувствовать? Как можно убить - и небеса не свергнутся, земля под ногами не провалится, совесть не заест, и сон не уйдет? Оказывается, можно.
Это как в детстве: скорее всего, каждый из нас в том или ином возрасте, познавая мир, наблюдал за всякой живностью. И иногда мог растоптать букашку, проткнуть иголкой бабочку, или слишком сильно сжать хомячка. И когда потом понимаешь, что это было для них смертельно - просто делаешь вывод, что не нужно делать в следующий раз, однако процесс познаний не останавливаешь. Мимолетное сожаление скоро уходит и очень быстро сменяется новыми яркими открытиями.
Так и здесь. Мы видим абсолютно эмпатийно отключенного человека, автор шикарно сумел отобразить ход его мыслей и выводов.
И уравновесил описания убийцы описанием его жертвы: всей такой светлой, нежной, "живой". Которая не хочет опускаться до уровня мучителя, которая пытается победить своими средствами и верит в то лучшее, чем каждого человека пичкают с самого детства, искажая действительность и делая из личности практически инвалида, не способного ни постоять за себя, ни просто уйти.
Есть о чем подумать.

Болезням бесполезно сообщать, как они называются
Он ответил только: «Я люблю вас».
Да, в тот вечер он вел себя с большим достоинством, а я почувствовала себя мелкой и подлой. Эти мои вечные насмешки, колкости, неприязнь к нему и стремление всячески ее выказать. Странно, мы сидели молча, лицом друг к другу, и у меня возникло ощущение, уже не в первый раз, какой-то необъяснимой близости, не любви, не симпатии, нет. Но соединенности судеб. Словно потерпевшие кораблекрушение на клочке земли… нет, на плоту… вдвоем. Против собственной воли, но – вдвоем. Вместе.
И я вдруг осознала, как печальна жизнь, которую он ведет. Как и сестра его, и тетка, эти жалкие, несчастные люди. И их родственники в Австралии. Почувствовала тяжкую, тупую, всепоглощающую безнадежность такой жизни. Словно люди на рисунках Генри Мура, в темных тоннелях метро, во время немецкой бомбежки. Им не дано видеть, чувствовать, танцевать, рисовать, плакать, слушая музыку, ощущать мир вокруг и западный ветер… им не дано быть в истинном смысле этого слова.
Всего три слова. Я люблю вас. Они прозвучали так безнадежно. Будто он сказал: «Я болен раком». Вот и вся его сказка.

ЭКРАНИЗАЦИЯ
r40-green.png
Режиссёр: Уильям Уайлер, 1965 г.

o-l.jpg
02:51