Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

26 февраля 2024 г. 05:26

220

3.5

Текст напоминал мутные пророчества Кассандры; истина, если и была в нем, облекалась таким слоем невразумительного бреда, что не вызывала никакого доверия.

Хорошо помню, с какой опаской бралась в 2015 году за первый результат эксперимента Лагеркранца с продолжением "Миллениума" и какое разочарование тогда получила.
Новый автор похождений Блумквиста и Саландер, подхвативший знамя после внезапной смерти Стига Ларссона, эту парочку придумавшего, писал как будто более гладко и мастеровито, но отчаянно проигрывал по части дерзости. Криминальный замес от этого получался слабеньким, очень уж аккуратным, чуть ли не дистиллированным, со старомодными интеллигентскими выкрутасами вроде поминания любимых книг каждого персонажа и яростным противопоставлением "настоящей журналистики" якобы априори до нее не дотягивающим цифровым СМИ.
Откровенно напряг и наметившийся новый виток с адскими родственниками Лисбет - на сцену вместо социопата-отца Залаченко вышла сестра Камилла, и она тоже - сюрприз! - как всякий уважающий себя книжный западный социопат имела связи с русской мафией.

В итоге впечатления оказались таковы, что от чтения следующей книги я сознательно отказалась.
И тут вдруг шестая - и теперь уже точно последняя для Лагеркранца.
Пришлось снова расчехлять старые опасения и вместе с ними выдвигаться на финальную битву за будущую оценку серии.
Если кратко: тут всё примерно так же и то же.
Плюс невозможность отмахаться от ассоциаций с "Мерзостью" Симмонса.
Окончательно минус хоть какое-то оригинальное прочтение и/или завершение истории.

В жарком летнем Стокгольме неадекватный бомж-коротышка, отчего-то одетый в дорогой голубой пуховик, пристает к прохожим с конспирологическими теориями, а потом внезапно умирает от передозировки.
Опознать его у властей не получается, однако смерть нищего похожа на убийство, а в кармане куртки внезапно обнаруживается бумажка с номером телефона знаменитого журналиста Микаэля Блумквиста.
Сам Блумквист тем временем занят темой российской "фабрики троллей", которая, однако, вскоре забудется вплоть до самого финала, да и там всплывет лишь обрывочно - скорее как необходимость помянуть, чем как полноценное расследование (так что возбуждаться на тему анти-каких-то там настроений здесь на самом деле поводов не больше, чем раньше с Залаченко и его относимостью к национальным спецслужбам).
Пока Микаэль будет пытаться понять, что не так с историей о бомже в пуховике, Лисбет продолжит крестовый поход против сестры Камиллы, не забывая присматривать за старым другом.
Запутанный заговор привычно сведет вместе высокопоставленных политиков, хакеров, банду мотоциклистов и знакомых с давних пор полицейских, но ближе к концу разрулится почти без расследования - одним лишь пространным признанием ключевого игрока и традиционной мэри-сьюшностью Саландер.
А еще здесь будет живописание восхождения на Эверест

спойлер
(и связанная с ним шпионская интрига)
свернуть

, каковое, как мы хорошо помним по Симмонсу, будто вообще только ради таких штук обычно и происходит.

Вся книга, как и её эпилог, в итоге оставили у меня странное послевкусие.
Вот вроде бы неплохая развлекательная история получилась, кое в чем даже познавательная (если про особую мутацию генов у проводников-шерпов, конечно, не брехня), но есть и какое-то сомнение - стоило ли оно того вообще?
Нужно ли было заводить героев на новый, слишком во многом однообразный круг после трилогии за авторством Ларссона?
Стоило ли давать Лисбет еще один повод для сомнений и мести, расшатывая её и без того сложную психику и вообще явственно выведя девушку на второй план?
Чего уж такого замечательно свежего совершил Блумквист, кроме пары необъяснимых поступков и создания впечатления выгоревшей суперзвезды?
И как, наконец, издатели за жаждой наживы упустили главное - почти полную утрату персонажами былого драматического эффекта, который и без того подтух за давностью лет создания первоисточника?

С каждым днем я все больше понимаю, в каком кошмарном сне все мы живем.

Приятного вам шелеста страниц!

P.S. В конце 2023 года "Миллениум" продолжился книгой нового автора - Карин Смирнофф (Karin Smirnoff).
В некоторых зарубежных рецензиях аккуратно пишут, что это "шаг в более правильном направлении", но я уже, честно говоря, не особо склонна в это верить.