Больше рецензий

29 февраля 2024 г. 12:34

96

4

Пожалуй, одна из немногих книг, с которой не особо складывалось общение, и чтение вступительных шестидесяти страниц растянулось на долгие недели. Сначала я не могла понять, почему это происходит — книга ведь призвана прокачать писательские скиллы, а я не вижу в ней нового, к тому же тон авторов вызывает раздражение. Потом докопалась до истины (до себя) и смогла наконец закончить. Теперь выводы несу вам.

Полагаю, для авторов, которые конструируют истории от сюжета, а не от персонажей (о разных типах как раз было у Стражински, я к ним однозначно не отношусь), эта книга может быть полезной как гайд. То есть "мне нужно создать перса для вот этой роли, полистаю-ка я тезаурус и найду нужные эмоциональные характеристики" — практически идеальный кейс. Вы собрали конструктор, по справочнику "доложили" всё, что нужно. Профит!

Разберём другой кейс: у вас в голове рождаются персонажи. Сами, сразу такими, какие они есть. О предыстории, об эмоциях и принципах приходится спрашивать у героя, иначе есть риск получить картонку на выходе. Тогда постоянное обращение к тезаурусу может только навредить творческому процессу, вы утратите ту самую лёгкость и самобытный голос, если будете постоянно сверяться с эталоном. Который эталоном-то даже по словам авторов тезауруса не является — только отправная точка. Упс. Как тот профессор из анекдота, который не задумывался, где у него борода во время сна: над одеялом или под одеялом.

Но есть и хорошие новости! Если вы, как и я, не конструируете персонажей, а рожаете в муках творчества, тезаурус всё равно может быть вам полезен: при саморедактуре. Представьте, вы написали историю, считаете её завершённой, отпускаете текст, приступаете к новой, а потом вдруг вам нужно отредактировать книгу, расширить её и сделать лучше. Вот тогда можно взять тезаурус, вычислить коренные эмоции и дополнить реакции героев, чтобы они воздействовали на читателя максимально эффективно (главное помнить — много не есть эффективно, чаще наоборот).

И да, я знаю, что ваши герои цельные и "на камеру" не позируют и показательные истерики не устраивают, но иногда на творческом подъёме мы можем потерять баланс между действиями/внутренними монологами/диалогами, между вербальной и невербальной коммуникацией. Во всяком случае у меня бывало. И в этот момент на помощь приходит томик тезауруса — составленный без предвзятости сборник проявлений эмоций.

В общем, как вы поняли, книга у меня остаётся. Как раз до времён, когда нужно будет редактировать очередную историю. А во время написания я её, наверное, отложу подальше.

P.S. Единственный стикер в этой книге — я узнала, что действия, делающие диалоги живыми (кто куда сел, нос почесал, нахмурил брови и проч.), называются битами.
P.P.S. И нет, я не обесцениваю разные типы писателей и не говорю о том, что "рожать" — хорошо, а собирать конструктор — плохо. Просто, ИМХО, это как цвет глаз, не изменить, потому пишу о том, что мне ближе.