Больше рецензий

29 февраля 2024 г. 22:20

127

5 Классика мировой литературы, приключения "Марти Стю" в далёких землях и исторический роман

Несмотря на то, что оба романа в сборнике на слуху, прочитала я их только сейчас.
Мне с детства казалось, что эти книги знают все (ну, как минимум об их существовании). Это классический "приключенческий роман", который было принято читать (или смотреть экранизацию) где-то наравне с "Тремя мушкетёрами" и "Индианой Джонсом" - тут и тебе и море, и далёкие страны, и роковые красавицы, и смелые герои, и коварные злодеи. В общем, всё, что нужно, если зимним вечером охота помечтать.
И это в полной мере так.

Если задаться целью, образ главного героя на современном сленге можно назвать "Марти Стю" - это как "мэрисью", только мальчик. Он много раз избегает смерти, ему легко даются какие-то важные вещи (кроме тех, где неудача ведёт его в очередное приключение), с ним постоянно происходят счастливые случайности, а сам он вообще такой с трагической судьбой и тонко чувствующий. А главное - ну, вы знаете, он вообще не очень-то и хотел во все эти далёкие края и экзотические сокровища, но раз пришлось, то так и быть.
Да и в целом все персонажи романа не сказать, что ярко выписаны, но у каждого есть характерная черта - страсть. Каждый персонаж стремится к чему-то, и чему-то (или кому-то) верен, или у него есть некое желание, которое ведёт его по жизни. И все они показаны именно через свою страсть, и их судьба связана именно с тем желанием, которое их ведёт. Иногда это грустно, и ты думаешь "Ну как так". Иногда восхищаешься.

Но на мой взгляд, главное в романе - не персонажи, а всё-таки яркие картины, далёкие края и масштабные приключения. Я понимаю, почему по таким романам снимали яркие, сочные и пафосные фильмы. И, кстати, не знаю, почему сейчас не (хотя вот, как раз на днях вышла новая экранизация в чём-то схожего "Сёгуна" - может, и это не за горами). И, разумеется, тема "белого человека в далёкой непонятной стране, где он сначала становится изгоем, а потом его принимают как своего, возвышая до повелителя". Даже так или иначе можно проследить "путь героя" по классической схеме.

Ещё интересно наблюдать "слоёный пирог смыслов". Автор пишет из начала двадцатого века о событиях века шестнадцатого, как он их видит и понимает. А мы читаем из двадцать первого и обращаем внимание уже на другие вещи. Интересно, как будет восприниматься эта книга в двадцать третьем веке?

ДП-2024, команда "Коменда"