Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

3 марта 2024 г. 11:46

146

3.5 Ступайте домой и не забывайте: ваша жизнь тоже когда-нибудь подойдет к концу.

Содержание пьесы хорошо передает аннотация. "Тихая пристань" - то ли клиника, то ли дом престарелых, пожилые пациенты которой окружены медицинской заботой, чтобы в будущем послужить лабораторными экземплярами. Доктор Эхинокук одержим идеей создания препарата для омоложения. Он на пороге великого открытия...
Казалось бы, важная цель, интересный эксперимент, интригующий результат... Но отнестись к событию можно по-разному, что и демонстрирует нам автор пьесы.
Начну с героев. Джон Арден наградил их говорящими фамилиями, что больше отвлекало, чем подсказывало.
Доктор Эхинокук совсем не похож на профессора Преображенского, хоть и провел первое испытание нового препарата на собаке. Он вообще мало похож на врача, так как изъясняется техническими терминами, а пациентов называет эксплуатационными экземплярами. Разговорная манера доктора Эхинокука напоминает стиль рабочего котельной: "Первоклассная конструкция дымового короба и тяги обеспечивает надежную и бесперебойную работу котла". Сложно поставить диагноз на основе подобного медицинского заключения. Описания лабораторных опытов выглядят не менее странно: "Полученный осадок затем будет подвергнут подогреву в течение трехсот двенадцати секунд, за время которого все тычки, ложки и проемы удаляются в процессе окисления..."
Коротко об "эксплуатационных экземплярах":
Киснет регулярно приходит к доктору с жалобами на всех пациентов.
Летузель только и думает, как бы окрутить старушку Гнилль (или еще кого-нибудь).
Эльфик летает на крыльях любви, забыв о возрасте.
Горлопэн, у которого за всю жизнь было только два настоящих друга: покойная миссис Горлопэн и пес Гектор (и лучшим другом был Гектор).
Гнилль самая старая из пациентов, вся ее настоящая жизнь вместилась в короткой песенке:

спойлер
Стара я, очень я стара,
мне мало жить осталось.
Теперь могу я только брать, —
дарить не в силах старость!
Хочу я пить, хочу я есть,
мне трудно встать, мне трудно сесть,
хочу, чтоб грел меня платок,
чтоб башмаки мне сняли с ног.
Хочу болтать, с трудом молчу,
но шевелиться не хочу —
я ж забываю на ходу,
куда иду, зачем иду…
Мне нужен сон, но сон без снов,
мне нужно много добрых слов.
Хочу играть, но — вот беда! —
хочу выигрывать всегда.
Хочу всегда любимой быть,
сама же не могу любить.
Хочу, чтоб мир вокруг меня
шумел, играя и звеня…
Мое желание такое —
чтоб, соблюдая тишину,
меня оставили в покое,
но не оставили одну!
Пускай я, как седой утес,
стою недвижно среди гроз…
Мои желанья таковы.
Вот я такая. Ну, а вы?
свернуть

Если показывать пьесу на сцене, она точно будет музыкальной - диалоги пересыпаны песенками и куплетами. А вот с идеей определиться сложнее - мешает манипулирование вездесущего Киснета. Он первым проник в замысел доктора Эхинокука и поделился секретом с миссис Летузель. Первоначальная реакция на омоложение была положительной, старички-герои принялись мечтать и строить планы. Однако осмотр перед решающим испытанием показал, что Киснет простужен, его отстранили от участия в омоложении. Таким образом появляется интрига. Сам-то Киснет не против возродиться, но чтобы эликсир дали всем, кроме него, - такого он допустить не может и затевает игру. Таким образом, решение остальных участников нельзя считать добровольным. И вывод напрашивается спорный: как часто мы принимаем решение под чьим-то давлением, не замечая этого.
А как быть с идеей возрождения? Уверена, что в этом вопросе не может быть единогласного решения и ответ будет зависеть от многих сопутствующих факторов.

Пьеса прочитана в группе Драматургия.