Больше рецензий

DKulish

Эксперт

по Толстому, Стейнбеку, Апдайку, Пелевину и ПЛАНЖ

5 марта 2024 г. 21:02

229

5 Прекрасная сентиментальная проза, в которую зачем-то вставили инопланетян

Это первый текст Лю Цысиня, мною прочитанный. Признаться, приступал к чтению со скепсисом. Много я читал китайской классической литературы и всегда она мне казалась то ли дневником марсиан, то ли учебником сложной философии. Худлита я в ней ну никак не находил и сейчас тоже не ожидал.

А тут вдруг вштырило. С первых страниц, даже с первых параграфов "Сельского учителя" текст захватывает, восхищает и трогает. Сначала нам показывают красивый горный деревенский пейзаж глазами мудрого усталого человека. Потом нам рассказывают историю его любви, мужания, просветления и творчества. Потом, в самом щемящем моменте, с ним происходит ужасная беда, которая определяет ход всей его жизни... Потом ещё одна беда. А потом ещё одно просветление. Бурно и глубоко.

Я читал со смесью изумления и восторга. Не ожидал вот так случайно наткнуться на великолепную пронзительную прозу, которую мало даже с кем можно сравнить. Хемингуэй и Пелевин нервно курят в стороне. Стейнбек и Булгаков прогуливаются рядом, но явно не выглядят сильнее.

Короче, неожиданно получился опыт тонкого вдохновляющего глубоко проникающего чтения. Приготовился получать этот прекрасны продукт и дальше, как вдруг в тексте появились инопланетяне. Зачем? Почему? Эти вопросы остались неотвеченными. Инопланетяне исчезли примерно также быстро, как появились, и рассказ закончился совершенно без них. Нужны ли они были для рассказа? Совершенно нет!

Если бы в этом прекрасном рассказе не появилось ни одного инопланетного существа, а остались только деревня, горы, и их обитатели, то не только рассказ не стал бы хуже - он стал бы лучше. Зачем же тогда в этом рассказе появились инопланетяне и сделали Лу Цысиня успешным научно-фантастическим автором?

Ответ прост и он находится в предисловии автора к рассказу. Оказывается, когда он тридцать лет назад, будучи молодым начинающим писателем, сочинил этот рассказ, его не взяли ни в один журнал, кроме научно-фантастического. А для взятия в этот журнал потребовали добавить инопланетян. Вот такими удивительными путями ходят художественная литература и её писатели.

А рассказ - отличный. Рекомендую.

Он знал, что дети жгут благовония и ритуальные деньги ради него, как делали много раз прежде, но на сей раз у него не было сил бранить их за суеверие. Он всю жизнь старался зажечь в детских сердцах пламя знаний и культуры, но отдавал себе отчет в том, что среди тумана невежества и суеверия, окутывающего эту затерянную в горах деревню, это даже не пламя, а робкий огонек, вроде огоньков трех свечей в классе тем памятным темным вечером. За несколько месяцев до того случая несколько деревенских жителей заявились в школу, намереваясь разобрать стропила и без того ветхого спального помещения, чтобы подновить храм у входа в деревню. Он спросил, где же спать детям, если их жилье останется без крыши, на что они ответили, что дети преспокойно могут жить в классе.

Комментарии


Если бы в этом рассказе не появились инопланетяне, а автор продолжал бы историю дальше - то получился бы Мо Янь :))