Больше рецензий

7 марта 2024 г. 09:04

103

2 Вредная книга, которая должна была бороться со злом, но примкнула к нему.

Книга Тони Моррисон "Возлюбленная" взяла за свою основу абсолютно беспроигрышную историю. Которая, как мне кажется, не оставит равнодушным ни одного человека, особенно человека, у которого есть дети. История, которая даже в кратком описании тронет за душу любого: рабыня чудом сбегает из рабства, тяжело раненая и беременная, чудом добирается до убежища, и все равно ее настигают рабовладельцы, в результате чего она вынуждена убить своих детей, чтобы не обрекать на чудовищную жизнь. История, которая может и должна поставить перед читателем множество глубоко философских вопросов: о жизни, о свободе, о природе рабства, о жестокости, о том, как быть родителем и нести ответственность не только за свою жизнь и чего ты хочешь для своих детей. И, наверное, самый главный вопрос: а как поступил бы лично ты? Но после прочтения книги у меня сложился только один вопрос: как можно было испортить настолько хорошую историю?

Первое что бросилось в глаза, так это то, что автор не сумела показать нам внутренний мир людей, которые жили в те далекие времена в безусловно нечеловеческих условиях. Постоянно в книге проскакивают эпизоды, когда герои думают или действую так, как это делали бы люди, живущие в 1980 годах, а не в 1850. Например, в моменте, когда Сэти удивляется и ужасается, что учитель измеряет ее параметры, как какой-то вещи. Я действительно не думаю, что это бы заботило настолько угнетенных людей, какими были рабы в 1850 годах, но это непременно бы оказало влияние на читателя в 1980. Или, когда все удивлялись и пугались от вида ужасных ран на спине Сэти, после того как ее выпороли розгами. Но в 1850 годах, мне опять же кажется, и то, как это описывает автор, люди часто видели подобные раны, так как чернокожих рабов банально часто пороли. А вот на людей в 1980 годах, вид подобных ран непременно бы произвел ужасающее впечатление. Можно привести в пример то, как афроамериканские горожане осуждали Сэти за ее поступок. Люди, пережившие рабство в 1850 годах прекрасно бы, поняли эту женщину и прониклись бы к ней максимальным сочувствием (что и случилось в реальной истории), а вот уже именно в 1980 годах мы могли бы столкнуться с непониманием к такому поступку.

Важно отметить, что Тони Моррисон не является современником тех событий, и просто не может знать уклад жизни тех людей и образ их мыслей. Она перекладывает факты и события из истории на свой образ жизни и образ мыслей. Написание книги по времени находится дальше от времени событий книги, чем наше время от гражданской войны в Российской Империи. И лично я ничего не знаю достоверного из того времени, только то, что написано в учебниках истории. Я даже не знаю, кем были мои предки в те времена. Потому что этого не знают ни мои родители, ни мои бабушки и дедушки. Никто из них не застал тех времен, и никто не может мне об этом рассказать. Тут даже со Второй Мировой войной начинаются проблемы. Так и Тони Мориссон не знает. И это довольно заметно в книге, даже на моем уровне человека, который ничего не знает о рабовладении в США и прочитал буквально пару статей из англоязычных источников, чтобы просто быть в курсе событий. Самый такой яркий момент был, когда Поль Ди думает о том, что Сэти точно словят, потому что она стоит больше, чем он, так как умеет рожать детей и делать новых рабов. Но в англоязычных источниках четко говорится, что дороже чем чернокожий мужчина могла быть только женщина мулатка пригодная для работы сексуальной обслугой при доме. Потому что их считали особенно привлекательными.

Вторым пунктом, которым я считаю испортили замечательную историю, было то, что автор не смогла сформировать философское видение и поднять нужные и важные вопросы. Вернее даже сказать, что она и не пыталась из-за своих интересов. Тони Мориссон абсолютно не понимала людей, о которых пишет, так еще даже и не пыталась понять и осмыслить процессы, описанные в книге. Книга абсолютно плоская. Все белые зло, особенно белые мужчины. Они вот точно абсолютное зло, все белые женщины просто зло. Все черные мужчины в лучшем случае просто бесполезны. А вот черная женщина это уже да, это уже ЧТО-ТО. Где в этом работа со смыслами? Где ставятся действительно важные вопросы? Где на них ответы? Этого нет, абсолютно плоское произведение.

В-третьих, все события от большой вечеринки в доме 124, до того момента как Сэти выходит из тюрьмы и начинает новую жизнь, вообще не логичны и глупы. Есть дом 124, он целая база по передержке беглых рабов. Там постоянно или по крайней мере часто кто-то находится из беглых, там собираются все новости и весточки. Ну это буквально такой центр по движению помощи беглым рабам. Вокруг живет полно афроамериканцев, которые тоже вот недавно были рабами и возможно, из них часть тоже беглая. И они не оповещают этот центр, что к ним приехали какие-то белые только из-за зависти.

Сэти убивает одного ребенка и пытается убить остальных, но этого никто не понимает и осуждают ее. Да они там все лично видели все ужасы рабства, либо слышали о них из первых уст. Я просто уверен, что люди в то время прекрасно бы ее поняли.

О случае Сэти пишут газеты, за нее просят влиятельные люди из аболиционистов, к ней приходят священники. Но никто не поставил памятник на могилу погибшей девочке? И Сэти пришлось продать себя, чтобы купить одно слово на могильной плите. Мне кажется, это очень сомнительно. Сэти могла бы попросить помощи в этом деле у других афроамериканцев, или церкви, или аболиционистов, но Сэти видимо слишком гордая для этого. Но недостаточно гордая чтобы не расплачиваться телом за одно слово.

Четвертый пункт, автор пытается выставить всех белых одинаковыми. Даже когда события в книге нам явно показывают, что не все белые одинаковые, автор через слова героев возвращает нас к мысли, что все-таки все одинаковые. Особенно это бросается в глаза в том моменте, когда Халле говорит, что различия между мистером Гернером и учителем в том, что один говорит громко, а другой тихо. Это все? Действительно? Сложно сосчитать сколько раз за книгу автору пришлось возвращаться к тому, чтобы объяснять, чем плох мистер Гарнер. Тоже самое про аболиционистов, Моррисон постоянно нам объясняет, что хоть они и помогли черным, но в глубине души все равно были расистами и не признавали черных за равных. Они это делали чтобы потешить свое самолюбие или для других своих особых целей И вот эта мысль на данный момент очень активно используется в США в расовых спорах и конфликтах. Можно привести в пример слова профессора изучающую насилие над женщинами.

Но все ли белые в книге действительно равны? Автор пытается нас убедить, что да. Но если взять учителя. Он крепкий хозяйственник и отношение его к рабам происходит сугубо в деловом ключе. Если слишком сильно избить раба, то он сломается. Он может убежать или сойти с ума и перестанет работать, так что этого делать не стоит. Это абсолютно нечеловеческое отношение, которые нельзя ничем оправдать. Но в нем нет этого беспричинного садизма, который есть в его учениках. Сложно сказать почему ученики поступили именно так с Сэтти, автор не сильно пытался нам хоть что-то про них рассказать. Да и зачем? Ведь все дело в том, что они белые, больше ничего знать и не надо.

С мистером Гарнером автор книги поступила, максимально нечестно приравнивая его к учителю. Человек, который вырос в южных штатах. Он рос в среде, где рабовладение это норма и с рабами можно делать все, что угодно. Но благодаря своим внутренним качествам, он не допускал себе нечеловеческого отношения к рабам. Максимально старался помогать и отпускал работать за деньги. Моррисон раз за разом пытается нам сказать, что он дал выкупить Бэби Сагз только для того, чтобы Халле бесконечно работал на него за жизнь жалкой старухи. Но они и так были его рабами, и он мог просто заставить их бесконечно работать на него. Ему бы это ничего не стоило. Мог ли он отпустить всех рабов? Я думаю нет. В южный штатах, где экономика держалась на сельском хозяйстве. Отпустить рабов значило бы, полностью утратить возможность содержать хозяйство, обеспечивать себя и свою жену. Я считаю, что в том времени и в тех условиях, мистер Гарнер сделал для своих рабов все, что мог сделать.

Приравнивать аболиционистов к рабовладельцам это уже вообще очень странно. Бэби Сагз дают работу и дом. При чем говорят, что на бойне будет слишком тяжело, давай ты будешь нам обувь чинить и стирать. А вот сейчас много ли найдется людей, которые сдадут целый двухэтажный дом вот за такие небольшие услуги? Аболиционисты помогают Сэтти избежать наказания за убийство дочери и найти хорошую работу, чтобы она не ходила как проститутка обслуживать рабочих на бойню. Сам хозяин заведения, где работала Сэтти был обруган автором за то, что сделал ей замечание о опоздании. А вот сейчас попробуй на работу опоздать, узнаешь сразу о себе много нового. Эти люди помогают Денвер с работой, но и этого мало. Автор сразу рисует нам статую чернокожего мальчика с деньгами во рту и надписью "К вашим услугам". Что еще надо было сделать аболиционистам, как еще помочь, чтобы избежать клейма ужасного белого угнетателя? Как мне кажется, что в этом вопросе уже больше влияют не расовые противоречия, а классовые. Но автор эту тему развивать тоже не хочет, объясняя все тем, что они просто белые.

Проблема рабства и насилия человека над человеком лежит вне расы, нации или других общих понятий. Мы могли бы задаться вопросом как вообще получается так, что одни люди допускают себе нечеловеческое отношение к другим. Могли бы задуматься о психологии такого отношения, как такие люди оправдывают свое поведение и чем оно вызвано. Могли бы задуматься о теории Овертона и как вообще неприемлемыми вещи становиться нормальными. Но нет, все сводится к белому угнетению и ничего глубже автору не нужно. Видимо если всех белых устранить с планеты земля, то сразу пропадет и рабство, и насилие. А если еще и мужчин, то вообще замечательно.

Пятый пункт. Все мужчины в книге в лучшем случае бесполезны, а белые так вообще дьяволы во плоти. Очень ясно эту мысль выразила Бэби Сагз.

"Мужчина – это всего лишь мужчина. А вот сын – это уже и правда кое-что!"

Тут Моррисон пришлось делать небольшую оговорку, чтобы не вызывать негатив среди читательниц, у которых есть сыновья. В книге также все сыновья были убраны, по этой же причине. Сыновья Сэтти просто ушли вначале книги, а Халле пропал. Матери остальных мужчин в книге не задействованы, а значит они как бы и не сыновья, их уже можно песочить не опасаясь. Тут хотелось бы сразу опустить обсуждение белых мужчин, потому что по пункты выше мы уже как бы определили, что они белые угнетатели насильники и само зло воплоти. Но что же с чернокожими мужчинами. Ни один из персонажей не сделал ничего важного за всю книгу, они просто бесполезны. Поль Ди приходит, хватает Сэти за грудь и тащит в постель сразу. Выглядит как домогательство. Не может отказать Возлюбленной, когда она его соблазняет. Ведет себя как мудак, пытается какие-то порядки наводить в доме хотя приехал пару дней назад. Это описание не людей, а каких-то животных. Штамп вроде бы положительный персонаж, сдает Полю Ди "секрет" Сэти. Он видит Возлюбленную пытается понять кто она, находит Поля Ди, и они все равно ничего не делают. Пока за дело не взялись женщины.

Шестой пункт, из-за которого я считаю, что история просто испорчена, заключается в том, что в какие-то моменты Тони Мориссон забывает кто она такая, ей почему-то начинает казаться, что она Эммануэль Арсан. Начинает прописывать какие-то абсолютно нелепые и ужасные эротические сцены с уклоном в зоофилию. Извините, но это уже слишком.

Ну и последний седьмой пункт. Мистическая часть книги скучная и неинтересная. Если ее просто выкинуть, то ничего не изменится и книга ничего не потеряет. Злой дух, который просто приходит, просто уходит. Ничего не делает кроме того, что ест, изводит Сэти и домогается до Поля Ди. Финальная сцена, где изгоняли Возлюбленную это просто нечто по своей нелепости. Денвер ждет работодателя, женщины напротив поют церковные песнопения, работодатель смотрит только на голую Возлюбленную (Ну белый мужик, на что ему еще смотреть. Наверное, уже продумывал как бы изнасиловать пожестче. И вы не смотрите, что кажется порядочным таким аболиционистом.) и Сэти, которая кидается на него с топориком. А дух, он просто исчезает. С чего он ушел? Его изгнали? Или он добился какой-то своей цели. Типа что Сэти отпустила его, так она и раньше на работу ходила. Мне не очень понятна вся эта мистическая тема, которая как будто присутствует, чтобы заинтересовать женскую аудиторию, которая была падка, в момент выхода книги, на все мистическое.

Книга мне не понравилась. Она не глубокая, потому что это в большей степени популистское социально-политическое высказывание. Оно не глубокое и пытается давать на сложные многогранные вопросы простые объяснения. Многие вещи в книге сделаны только для того, чтобы соответствовать трендам. Начиная от ненужной мистики, заканчивая присутствием довольно радикального феминизма и апелляций к популярной теме геноцида евреев, приравнивая рабство к нему (Что возможно вполне справедливо). Некоторые ужасные события в книге присутствуют там, только для того чтобы усилить эффект популизма, хоть они вообще не логичны и скорее всего не имели бы места в реальном мире. Книга не помогает нам лучше понять друг друга, не сближает людей. Наоборот она подкидывает дрова в топку ненависти обостряя как расовые, так и гендерные конфликты.