Больше рецензий

Черных Оля (Stupid_Doll)

Эксперт

Рисующая писательница Оля Черных

9 марта 2024 г. 13:22

149

4.5 Работа над текстами как воспитание детей

Я обожаю читать книги о писательстве, написанные писателями, и «Птица за птицей» Энн Ламотт — одна из них. Я не читала романы Ламотт, но её нон-фикшн мне понравился. Она рассказывает, где найти вдохновение, мотивацию, как обрести свой стиль, а также отвечает на извечные вопросы начинающих писателей: о чем и как писать? как начать и не бояться? как найти своего персонажа? сколько страниц в день нужно писать? как не слиться с намеченного пути?

«Я советую писать каждый день одну страницу чего-нибудь. Триста слов; пусть это будет воспоминание, сон, поток сознания, злобная тирада о том, как они ненавидят писательскую работу, – хоть что-нибудь. Просто чтобы пальцы не распухли от артрита, просто потому, что ты когда-то заключил с собой договор: писать каждый день, как бы плохо тебе ни было. Всего триста слов – пусть будут».

Я бы советовала эту книгу именно начинающим писателям, потому что в ней шаг за шагом даются инструкции, начиная от идеи, заканчивая общением с издательством. Интересно, что Ламотт не настаивает на публикациях текстов, я же вижу это неотъемлемой частью писательского пути.

«Публиковаться вообще не так важно, как думают многие. Важно писать. Творчество столько может дать, столько открыть, столькому научить. И то, к чему вы себя мучительно принуждаете – сесть и писать, – оказывается, лучше всего. Это примерно как думать, что чайная церемония нужна ради чая и заряда бодрости. А она нужна сама по себе, ради церемонии. И творчество нужно писателю само по себе – чтобы писать».
«Издать книгу – не самое важное дело на свете. А вот научиться дарить себя – достижение вселенского масштаба».

Ламотт в своём прикладном пособии рассказывает о реалиях жизни писателя, и во многом я с ней согласна. Быть писателем не равно быть узнаваемым, раздавать автографы и строчить тексты днями и ночами напролёт. Быть писателем – это что-то про предназначение, что-то на более глубоком уровне.

«Литература – настоящая литература – иногда помогает нам понять это. Только сорвав покров суеты, можно увидеть подлинную суть, обнаружить тайные связи мироздания».

Я тоже убеждена, что из каждого человека можно вытащить сюжет для книги. Об этом всегда напоминаю на своих консультациях, и ребята уходят заряженными на работу. Мы все состоим из историй, осталось только понять, в каком жанре и на каком языке их написать.

«В каждом из нас уже есть все, чтобы рассказать свою историю внятно и интересно. Нужна только своя голова на плечах, да еще память, фактура и то, что ты увидел и впитал за прожитые годы. Настоящий творческий процесс идет в подсознании, где сидит наш вечный ребенок и складывает все элементы гигантской мозаики».

Мне нравится сравнение работы над текстами с воспитанием детей. Сначала приводишь их в мир, воспитываешь и отпускаешь. Пока пишешь в стол, роман так и останется несепарированным, тянущим из тебя кучу энергии. Энн Ламотт лишний раз напомнила мне о важности дописывать начатые книги и, конечно же, расти с каждой из них.

«Работа – как ребенок – возьмет в заложники, высосет досуха, лишит сна, сведет с ума, втопчет в грязь. Но однажды ты поймешь, что именно в них обрел сокровище, которое искал всю жизнь».

o-r.jpg


Источник