Больше рецензий

11 марта 2024 г. 12:00

58

5 Жирная точка в спорах о судьбе современного Тибета

Сегодня в сети можно встретить очень много полярных, диаметрально противоположных оценок о роли и значении китайской оккупации Тибета с 1951 по 1959 годы. При этом, разумеется, большая часть людей, из тех, кто распространяет те или иные сведения, в самом Тибете никогда не были и предаются своему излюбленному занятию: передавать чужие мнения, выдавая их за свои собственные. По этой причине мне очень хотелось прочитать книгу человека, который мог бы привести множество фактов с опорой на отношение к проблеме местных жителей, самих тибетцев, чтобы лучше прояснить вопрос о целесообразности и исторической роли китайского вторжения в Тибет.

Данная книга Сергея Кузьмина подходит для изучения вопроса идеально. Она очень большая по объему, не всегда написана интересным и увлекательным языком, особенно в первых главах. Но если осилить этот сложный и трудный подчас набор сухих исторических фактов, то уже к середине книге мы найдем в ней сведения о непосредственном военном конфликте, разгоревшимся в середине 20 века, который автор рассматривает максимально подробно.

Для меня книга позволила открыть глаза на эту проблему, разобраться во многих вопросах. Автор привёл достаточно сведений, чтобы лучше понимать внутреннюю политику власти Тибета, дал небольшое отступление и для знакомства с религией этой страны. При этом много внимания было уделено развенчиванию устоявшихся мифов об этой стране, а кроме того были опубликованы очень важные данные, о которых я прежде даже не подозревал.

Например о том, что власти молодой китайской народной республики во главе с Мао никогда бы в жизни не смогли осилить такую завоевательную операцию, если бы не помощь Иосифа Сталина, который вместо того, чтобы восстанавливать свою собственную страну в послевоенные годы, отправлял немыслимое количество техники, вооружения, специалистов и просто колоссальные валютные резервы на помощь китайцам в деле установления власти партии и, разумеется, в деле захвата Тибета. Именно советские машины, тяжелая авиация, но главное - инструкторы и специалисты, были той самой движущей силой китайской оккупации Тибета.

Очень неприятно осознавать, что именно Россия, та самая Святая Русь, как любят часто говорить русские патриоты и шовинисты, выступила в роли главной материальной опоры всей военной операции Китая против безобидного и, возможно, одного из самых религиозных народов на земле. Стоит ли удивляться, что потомки этих людей оказались в таких современных условиях, как никому не нужная война, смерти и разрушения, формирование нового тоталитарного режима, спад экономического развития, моральный и нравственный упадок в России.

Я конечно же знал и ранее о том, с какой "любовью" относился Сталин к калмыкам и бурятам, сколько буддийских храмов и святынь было разрушено с его подачи на территории нашей страны, но не подозревал, что этот человек в своей жизни успел сделать нечто несравненно более мерзкое и отвратительное: обеспечить деньгами китайского лидера и поддержать его разорительные и жестокие нападения на беззащитных и миролюбивых кочевников.

Конечно же вбросы китайской пропаганды о жестоком угнетении феодалами несчастных крестьян в Тибете, как довод, которые используют оппоненты для защиты и обоснования действий КНР, очень легко и просто разбиваются в пух и прах даже без этого обширного исследования Сергея Кузьмина.

Дело в том, что до китайского вторжения в стране побывали несколько очень талантливых и образованных европейцев, среди которых пара австрийцев во главе с Питером Ауфшнайтером, или же Александра Давид-Неэль, которая вообще прошла инкогнито половину страны с восточной, китайской стороны, и на протяжении многих месяцев могла наблюдать жизнь обычного народа. И если Ауфшнайтер или Генрих Харрер, хотя и прошли всю страну с запада на восток, всё же могли быть заподозрены в каких-либо симпатиях к Тибету по причине особого к ним отношения королевского двора, а потому их оценки следовало бы подвергнуть справедливой критике, то уж извечная смутьянка и бунтарка, любительница задавать неудобные вопросы и резать правду матку Александра Давид-Неэль ни за что бы не оставила в покое сам факт издевательства феодалами над угнетаемым крестьянами.

Но никто из всех посетивших Тибет европейцев не пишет об этом в своих книгах ничего. Единственное, на чём сходятся авторы, что в стране существовало большое количество бандитских и разбойничьих шаек и группировок, которые зачастую были весьма жестокими и кровожадными, а также то, что многие преступники прикрывались обликом законопослушных кочевников. Это же подтверждает в своей книге и Генрих Харрер, описывая сложный путь к Лхасе через северные провинции.

Ко времени начала 20 века в Тибете побывало и много других европейцев, успевших оставить свои дневники и мемуары, в конечном итоге поделились в них своими воспоминаниями и офицеры британской миссии. Но нигде не было описания тех зверств, которые в последствии китайские власти стали использовать в целях пропаганды, хотя единичные случаи, разумеется, встречались, как и многие непривычные для нас методы наказаний, например средневековые ордалии.

Таким образом можно прийти к выводу, что в целях своей завоевательной политики Китай применяет те же самые методы, которые на протяжении веков человечество использует для обоснования своей агрессии и оккупации более слабых народов. Ничего нового, к сожалению, на сегодняшний момент не придумано. То же можно видеть и на примере сегодняшних событий на Украине, когда более сильный сосед использует военную силу и пропаганду с целью обосновать свои захватнические действия в отношениях более слабого и беззащитного.

В случае с Китаем мы можем констатировать некое улучшение материальной составляющей жизни Тибетцев, что также усиленно используют китайцы для оправдания военного вторжения, представляемого ими как "освобождение". Но при внимательном изучении вопроса, окажется, что это весьма поверхностное суждение.

На протяжении многих веков, более 1300 лет, Тибетцы сформировали уникальный способ сосуществования в полной гармонии с суровым климатом этого высокогорного района. Их религия и общественный уклад строго следил за уровнем рождаемости и регулировал его естественным образом, а голода страна не знала никогда из-за разумной политики властей сберегать излишки до наступления неурожайных лет. Отсутствие инфраструктуры искусственно защищали страну от внешнего вторжения и воздействия ненужных им культурных влияний. Всё это создавало идеальные условия для консервирования традиции и религии, для практики и развития духовной составляющей. Сегодня Китай, вслед за Британской империей в середине 19 века, разрушил эти сдерживающие границы. Хрупкий мир спокойствия и гармоничной жизни с заботой об окружающем был навсегда уничтожен. Вместо строгих запретов на разрушение природных экосистем появились военные шахты для межконтинентальных ядерных боеголовок, варварски добываются полезные ископаемые, отравляется почва и вода, вырубаются леса и уничтожаются многие виды редких животных. На главных улицах Лхасы мы можем видеть вывеску магазина Плейбой с тибетским переводом. Люди пристрастились к алкоголю, сигаретам, наркотикам, многие стремятся выучиться китайскому языку и поехать строить карьеру в крупные китайские мегаполисы.

Такова по мнению современной прогрессивной общественности главная цель человеческого развития: стать еще одним потребителем, живой марионеткой в руках крупных монополистов и капиталистов планеты, которые будут приказывать ему куда тратить деньги и как жить. Разумеется, вопрос об удивительной архаичной культуре древних цивилизаций или же тайн их религии подобных людей мало интересует, ведь все они стремятся сегодня только к накоплению материальных ценностей, а духовная жизнь им во многом неведома. И только зайдя в тупик этого материализма и бездуховности, правда во многом уже на пороге смерти, такие люди иногда задумываются над тем, что весь этот путь к славному коммунистическому или капиталистическому, социалистическому и пр. будущему - просто обман, иллюзия, мираж. Тогда многие из них одумываются и стараются обратиться к поискам "духовности". Но трудно обрести духовность там, где прежде ты сам или же твои предки выжигали её напалмом. Законы кармы пока еще никто не отменил...


Оригинал рецензии и 1 издание книги