Больше рецензий

NastyaMihaleva

Эксперт

Cубъективные каляки

11 марта 2024 г. 23:14

151

4

У Эко зачастую начало романа похоже на штурм. Может быть, этакая проверка на своих и чужих, после которой можно удобно устроиться и в первую очередь наслаждаться. "Остров накануне" поступает так лишь отчасти - не считала, сколько раз возвращалась к первому предложению с его намеренно перегруженными конструкциями. Но и дальше барочная изысканность не покинет текст, рисуя, рисуя и рисуя детали, виньетки, оттенки и образы.
При этом с самого роман полон действия (не обязательно в настоящем): кораблекрушение, осада крепости, шпионские изыскания. Стиль не предполагает баланса между первым и вторым, скорее их сменяемость, волнообразность - одно плавно переходящее в другое. Из-за этого прочесть на одном дыхании "Остров" сложно, в отличии от других знакомых мне романов Эко (ну или "ещё сложнее", не у всех то же "Имя розы" порождало нетерпеливость). Конечно, если пытаться ещё и найти отсылки и пасхалки, то тут спокойно хватит работы на месяцы и годы. Автор не облегчает задачу, ведь его интеллектуальная игра скорее предполагает подмигнуть знающим, а не научить. Что же, я недостаточна хороша для этого и ограничилась в основном первым уровнем - сюжетным. Именно с подхода читателя наивного, "Остров" не станет моим любимым текстом. Не спорю, я увлекалась и переживала, верила Роберту и надсмехалась над его идеями. Но ему то что? Он, запертый на корабле, затерянный в барочном изыске и идее любви, и на другом конце света видел много идей, не проникаясь, был, отказывая себе в бытие здесь и сейчас. Но каждый читатель в праве сам решить, соединила Роберта мечта в целое или погубила, так же как вдохновиться идеями века 17го или же вздохнуть от их наивности и в какой-то мере детской жестокости несознающего.