Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

12 марта 2024 г. 23:43

493

4.5 Стоит ли будить спящего пса?

Знаете, что интересно в этой пьесе? Что она дебютная. Мне всегда интересны первые работы авторов. Если написано молодым автором, то они прелестны некой наивностью, а если автор постарше, то обычно, это выстраданная тема или уход от реальности, с которой успел столкнуться. Пристли относится к авторам-участникам Первой мировой войны. Его пьеса не такой радикальный побег, как у Толкина в придуманный мир, но всё же. Само название "Опасный поворот" говорит о повороте в жизни и взглядах.
Цитата из пьесы, говорит о непростом пути

Мне кажется, говорить правду все равно что делать поворот на скорости шестьдесят миль в час.

А вот Михаил Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" в уста Иешуа вкладывает слова

Правду говорить легко и приятно.

Так легко ли говорить правду или это равноценно крутому опасному повороту?
Тема правды и отношения к ней людей, разные интерпретации одной правды, если за правду принять просто факт без событий, сопутствующих факту, этот вопрос поднимает Джон Пристли.
Действие происходит в гостиной Роберта и Фреды Кэплен, без смены декораций. Изменяется настроение действующих лиц.
Роберт Кэплен —хозяин дома, глава фирмы. Не признает ложь ни в какой форме. Человек прямолинейный. Такие ломаются, но не сгибаются.
Фреда Кэплен — его жена. Скучающая в своём доме. Музыкальная шкатулка, которую принесла Фреда, становится разбуженным спящим псом дома Кэпленов.
Бетти Уайтхауз — жена Гордона. Хорошенькая молодая женщина, кажущаяся беззащитной и легковесной.
Гордон Уайтхауз — один из директоров фирмы. Красивый молодой человек. Тяжело переживает смерть Мартина.
Олуэн Пиил — сотрудница издательства. Женщина с тайной.
Чарлз Трэвор Стэнтон — один из директоров фирмы. Друг дома. Мужчина средних лет. Влюблён в Олуэн Пиил.
Мод Мокридж — известная писательница. Дама, наблюдающая за событиями.
Мартин Кэплен — брат Роберта Кэплена, совершивший год назад самоубийство. Его нет на сцене, но он присутствует в разговоре и мыслях всех действующих лиц.

Неспешное, спокойное, уютное начало пьесы. Мужчины разговаривают после обеда в столовой. Доносятся только голоса и смех. Женщины слушают радиопостановку, заканчивающуюся неожиданным смертельным выстрелом. Постановка носит название "Не будите спящую собаку" (в другом переводе "Спящий пёс") И одно из определений правды, данное в пьесе: правда — спящий пёс.
Женщины не понимают смысл названия и выстрела.
Олуэн Пиил издательским чутьём догадывается, что спящий пёс – это символ истины, а персонаж, разбудивший пса, открыл для себя правду и, не выдержав её, пустил себе пулю в лоб. Эту версию поддерживает Стэнтон.
Неожиданно мисс Мокридж упоминает случай с братом Роберта, Мартином Кэпленом, который год назад покончил жизнь самоубийством.
И, как вы догадываетесь, герои решили разбудить своего спящего пса.
Роберт Кэплен начинает расследование, в ходе которого одна за другой раскрываются тайны всех присутствующих.
Мартина все любили. Год это не так много. Ещё никто не успел забыть Мартина и события, которые происходили в вечер его ухода.
Так ли хорошо был Мартин и так ли он плох, как оказалось после откровенного разговора? Шаг за шагом происходит обнажение событий. Такое чувство что протирают грязное стекло и вид за ним становится чётче и ярче.
Спящий пёс охранял покой семьи, фирмы, дружеских отношений. Что же останется от всего этого после пробуждения? Вместе с собакой просыпаются все приглашенные на обед.
Но насколько готов каждый из героев услышать правду? Даже заполнив все пустоты того печального вечера, когда погиб Мартин, они остаются лишь набором фактов, полуправдой, а не истина. Невозможно определить правду без искреннего желания обнажить душу всех участников событий.
Всегда ли это хорошо? Не лучше ли принять на веру удобную версию?
У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Каждый меряет по себе.
Я всё же склоняюсь к тому, что правду говорить легко и приятно. Только не всегда и не всем стоит обнажать душу.

Комментарии


Так легко ли говорить правду или это равноценно крутому опасному повороту?

Как ты интересно сравнила две правды, Вик..
Правда разная бывает. Порой правдой можно и убить.
Но если едешь с любимой вместе, то можно сделать поворот на скорости и больше чем 60.

Мартин Кэплен — брат Роберта Кэплена, совершивший год назад самоубийство. Его нет на сцене, но он присутствует в разговоре и мыслях всех действующих лиц.

А интересный приём.. словно призрак.

Шаг за шагом происходит обнажение событий

Вик, почувствуй прелесть строки... чудесно написала.
Инферно...

Рецензию завершила хорошо. И правда, и сам человек порой не может выдержать свою же правду..
Да и место и время, тоже важно.
Порой правда.. как вино хорошее: должно дозреть..

Спасибо за интересную рецензию, Вик!


Вик, почувствуй прелесть строки...

Саша, писала на бегу, мысли набегали одна на другую. Случайно получилась строка. Умеешь ты увидеть в обычном прелестное. Приятно, что тебе понравилось.

Порой правда.. как вино хорошее: должно дозреть..

Красивая мысль. Да, это тоже важно.
Спасибо, на добром слове, Саш. И что читаешь мои рецензии)


Спасибо за рецензию, Вика!) Мне тоже понравилась эта пьеса. И показались интересными две противоположные крайности, приписываемые поочерёдно Робертом одному и тому же явлению: «миленькая маленькая компания» и «проклятый скотный двор». Сам же этот герой всю жизнь прожил среди иллюзий, плохо понимал себя и других, но при этом наивно считал, что он всегда стоит за правду. На самом же деле для такого человека правда – это опасный поворот, к которому он совсем не готов, как и к схватке с разбуженным псом.


Сам же этот герой всю жизнь прожил среди иллюзий, плохо понимал себя и других, но при этом наивно считал, что он всегда стоит за правду.

Людмила, как точно вы описали Роберта, что он живёт в мире иллюзий и только думает, что стоит за правду, а самому правда не нужна. И так странно, что такая чуткая женщина как Олуэн, влюбляется в подобного мужчину.
Но о правде, как об опасном повороте, говорит Стэнтон. А он из тех, кто одинаково может легко соврать и правду сказать. Наверно, он остальных предупреждал об опасности откровений в "миленькой маленькой компании".