Больше рецензий

-Nell-

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2024 г. 19:08

122

4.5 «Я старался силой меча объединить наш истерзанный на куски край «

После первой , так сказать, основополагающей части, вводящей нас в курс дела и знакомящей с основными действующими лицами, события развиваются стремительно и неумолимо. Льются реки крови, гибнут люди, воины и мирные жители, горят дома и посевы, рынки рабов и невольников пополняются за счет несчастных женщин и детей, захваченных наступающими данами.
Корона Альфреда тяжела, опасна и утыкана шипами, а королевство разваливается на куски, выскальзывает из рук и просачивается у него между пальцами. В какой то отчаянный момент реальные владения Альфреда сжимаются до мизерных размеров и он превращается в короля болота, на котором беглый и загнанный в угол он находит единственный приют. Этот период жизни Альфреда является предметом постоянной полемики историков. Часть историков считает, что отчаявшийся король просто бежал от опасности и скрывался довольно длительное время в лесах и болотах. Другие историки, преимущественно викторианского периода, утверждают, что он не сбежал, а без лишнего шума собирал средства и армию противодействовать захватчикам. Все зависит от интерпретации дошедших до нас сведений. А информация очень скудная и, главное, в основном опирается на единственный современный событиям источник и есть историки, считающие его более поздней подделкой. Автором летописи жизни Альфреда считается епископ Ассер, наконец предстающий во второй книге во всей своей красе, по описанию Утреда фанатичный, мерзкий и мстительный. Дважды крещенный язычник Утред презирает новую религию и остается верным старым богам, которых он считает настоящими, и его злит и раздражает все, что связано с новым культом. А Ассер по некоторым поздним свидетельствам просто придворный льстец и панегирист, писавший свой труд в угоду власть предержащему, приукрашивая его поступки и возвеличивая его деяния. Неприятие Утредом христианства проходит лейтмотивом через всю серию. Трудно не согласиться с ним, что большинство церковников, лицемерно проповедуя смирение и бедность, в то же время алчно мечтают о власти и богатстве. И не только мечтают, но и интригами и запугиванием подчиняют себе не только простой люд, но и ловко заманивают в свои прочные сети правителей, заставляя их быть покорными их воле. Они любят деньги, а деньги текут к церкви , как мотыльки на свет. В результате при общей бедности и нужде церковь и духовенство владеют несметными сокровищами и богатством, нажитым запугиванием и вымогательством опутанного щупальцами и задыхающегося в паутине фанатичного духовенства простого народа, отдающего последнюю копейку зажравшимся и лоснящимся от жира и обжорства священникам под угрозами вечных мук в Геенне огненной.
Не имеющий обыкновения сидеть на одном месте энергичный Утред с грустью видит везде, где нелегкая судьба воина забрасывает его, развалины былого величия Рима. Все, что сохранилось разбиралось на камни и другой строительный материал, а время и природа довершали разрушение и упадок. И только построенные на века римские дороги все еще верно служат людям.
Фанатичная вера в божью защиту и в то, что только милость господняя спасет мир, стоила жизни тысячам людей, ставших живым щитом для церкви, полностью подчинившей себе короля и опутавшей его путами страха и грядущего наказания. Нельзя не отметить, что среди жертв было и немало священников и монахов-миссионеров, сложивших головы в бессмысленных попытках охристианить язычников. Чуть раньше Карл Великий уже пытался ценой многих жизней обратить в христианство германских саксов, получая от непокорных германцев отрубленные головы несчастных клириков и сожженные церкви и миссии. И позже Церковь продолжала огнем и мечом обращать индейцев в Новом свете и мусульман в Испании на путь истинный, истреблять катаров, преследовать протестантов.
Неудивительно, что великий воин Утред приходит в отчаяние от того, что в самые судьбоносные дни вокруг короля было больше церковников, окруживших Альфреда непроходимой завесой фанатизма, чем военных. И это красноречиво свидетельствовало о том, как именно Альфред собирается защищать свое королевство. Окруженный священниками Альфред верил, что посредством рьяных молитв Бог защитит его от датчан, тогда как закаленный в боях Утред был уверен, что врагов следует разить мечами, а не распевать часами псалмы, ползать по полу и бить поклоны в церкви. Хотя и в унылой, проповедующей добродетель и покорность Церкви встречаются колоритные и вызывающие симпатию личности. Самая яркая из них отец-расстрига Пирлиг, боец и воин, надежный и верный, надеющийся во время боя на свой меч, а не на молитвы. Приятное исключение в сонме брызжущих проклятиями и угрозами вечных мук миссионерствующих бойцов религиозного фронта.
На памятнике Альфреду в его исторической столице Винчестере он изображен крепким и воинственным, хотя на самом деле всю жизнь был слаб здоровьем, а превыше военной славы ценил религию, ученость и закон. Его девизом было «Книга дает знания как победить меч!» Но за показным благочестием Альфреда все же скрывались чудовищные амбиции. Он воистину был Альфредом Великим и справедливо заслужил это звание.
Итак, король умер. Да здравствует король! Завершилась непростая полная невзгод и опасностей эпоха правления Альфреда. Но опасности и невзгоды не изжили себя с его смертью и молодому наследнику Эдуарду придется нелегко в его противостоянии не прекращающим свои попытки завоевать Англию норманнам, натиск которых не менее суров, чем проповеди церковников. Реки крови не пересохнут и люди продолжат страдать и умирать.
Наполеон Бонапарт когда- то сказал: «Какой увлекательный роман, моя жизнь». И эта фраза отлично определяет все книги этой серии. Повествование продвигается стремительно и без слащавых постельных сцен, самокопания и дешевой философии и психологии для бедных. Настоящий боевик, не останавливающийся ни на минуту. А сам Утред прекрасный режиссер изобретательных розыгрышей и мастер нестандартных решений.