Больше рецензий
17 марта 2024 г. 20:30
731
5 Попытка объять необъятное
РецензияСтранно, что на данную книгу нет отзывов, хотя ее определенно стоит рекламировать. Автор проделал огромную работу, вместив в данный 600-страничный кирпичик такой объём данных, что библиография напечатана на более чем 10 страницах, а примечания в моей электронной версии заняли 15% от всего текста.
Если для читателя это первое погружение в тему женских движений конца XIX -начала XX века, то можно буквально потонуть в именах, событиях, новой информации, так что не успеваешь выписывать цитаты на память (что скоро теряет всякий смысл, потому что лично у меня получилось более 100 страниц цитат, даже чтобы их перечитать –уже надо выделить отдельный вечер) В целом эта книга своего рода путеводитель, краткое описание тенденций, признаков прошлой эпохи и имен выдающихся женщин, которое позволяет получить общее представление о развитии феминизма в России, о том, каким был женский вклад в Первую мировую войну, в Революцию, рассказ о том, что большевизм предлагал и сделал для эмансипации женщин.
Участие женщин в политической жизни страны в послереволюционные годы можно разделить на два этапа. В течение первого (приблизительно 1917–1923 гг.) небольшая, но заметная группа женщин занимала ответственное положение во время Гражданской войны и сразу же после нее. Второй этап начался после 1923–1925 гг., когда среди большевичек не осталось хотя бы сколько-нибудь выдающихся личностей.
С того времени женщины лишились властных позиций, престижа и общественной значимости, однако именно тогда женщины из самых низких социальных страт начали, хотя и ограниченно, участвовать в политической жизни. А умеренное количество женщин надолго вошло в среднее звено политической и административной власти. «Главные» большевички несомненно были менее заметны в любом списке ведущих представителей партии большевиков, нежели мужчины. Однако среди них были те, кто выделялся среди остальных большевичек своей политической работой, известностью или тем и другим — Стасова, Арманд, Балабанова, Коллонтай и Крупская. Все они родились в период с 1869 по 1878 г., и все с конца века имели партийные билеты, хотя на звание старых большевичек могли претендовать только Крупская и Стасова.Советам никогда не удавалось соединить образовательное и экономическое равенство полов с политическим равноправием на каком бы то ни было уровне. Прекрасный пример тому — роль женщин в коммунистической партии. До Октябрьской революции в высшие партийные структуры входили лишь три женщины. В 1912 г. Стасова стала кандидатом в члены Центрального Комитета. В августе 1917 г. она была переизбрана вместе с Яковлевой. В это же время Коллонтай становится первой женщиной — полноправным членом ЦК, однако в начале следующего года она выходит из Комитета. С 1918 г. и до смерти Ленина в 1924 г. в центральных органах власти (ЦК, Оргбюро, Политбюро, Секретариат) не было ни одной женщины, за исключением Стасовой, которая в 1918–1919 гг. заседала в Центральном Комитете. В 1924–1939 гг. членами ЦК были всего лишь четыре женщины: руководительницы Женотдела Николаева (три раза) и Артюхина (дважды), Крупская (три раза) и бывшая ткачиха Анна Калугина (один раз). Типичные соотношения мужчин и женщин в ЦК — 1:50, 1:63, 1:70 и 1:71. Артюхина также несколько раз заседала в Оргбюро и была кандидатом в секретари. До 1956 г. в высших политических органах власти — Политбюро и Президиуме — не было ни одной женщины
К 1930-м гг. женщины занимали около 1/6 административных постов; некоторые поднимались и выше. До 1939 г. количество делегаток партийных съездов никогда не превышало 10 % от общего числа. В 1930-е гг. наблюдался даже некоторый спад числа женщин на ответственных партийных постах. Рядовой состав партии также оставался преимущественно мужским. В 1924 г., после семи лет советской власти, в партии было всего лишь 8,2 % женщин. К 1932 г. эта цифра удвоилась, но последующий прирост был уже незначительным. Даже после кровавых событий 1936–1945 гг., сокративших мужское население на 10 %, женщин в партии было 17 % — на один процент больше, чем в 1932 г.
В большей степени, нежели в партии женщины были заметны в управлении.
Иностранные наблюдатели отмечали, что в 1920-х гг. женщины были более заметны в ЧК, чем в других государственных органах, хотя и здесь они зачастую являлись рядовыми сотрудниками.
Рост числа женщин в местных и региональных Советах (не говоря уже о высших уровнях) шел чрезвычайно медленно. К 1926 г. в городских Советах женщины составляли 18 % от общего числа депутатов, а в сельских — 9 %. Пройдет
много времени прежде чем этот показатель поднимется до 40 % в 1950-хДлительное время огромное количество женщин были исключены из политического процесса, а когда их избирали в органы власти, то они оставались пассивными. Тем не менее режим продолжал упорствовать в своих попытках вовлечь женщин в политику. Из года в год эта тема повторялась в резолюциях съездов Советов и Совнаркома, а также в ленинских выступлениях. В 1930-х гг. партия вновь обратились к завету Чернышевского о том, что «палку должно много перегнуть на другую сторону», применив его к государственным делам. В это же время была принята политика быстрого и намеренного продвижения женщин в систему управления. В новом советском лексиконе появилось понятие «выдвиженка» — современно мыслящая, деловая администраторша, выдвинувшаяся из безвестной части рабочего класса
Однако неравенство сохранялось не только в государственном аппарате, но и в других структурах власти. В профсоюзах количество женщин в 1913 г. колебалось от 5 до 17 %, а к 1922 г. их число возросло лишь до 22,2 %. Для того чтобы сформировалось более естественное соотношение (50:50) потребовалось 40 лет. В руководящих профсоюзных органах количество женщин было и осталось значительно меньшим. Похожая ситуация наблюдалась в промышленности, образовании и других общественных институтах. Модель, созданная в первые пятнадцать лет советской власти, — мужчина на руководящих ролях, женщина на подчиненных — сохранилась вплоть до сегодняшних дней, несмотря на то, что постоянно наблюдался устойчивый рост численности женщин в органах власти
Для лидеров большевиков было само собой разумеющимся, что «пролетарское женское движение» продолжится и после революции; кроме того, это было необходимо и самому революционному движению. В 1921 г. Коллонтай, оглядываясь назад, говорила о взлелеянной в душах огромной массы женщин враждебности по отношению к новому режиму, об их опасениях, что он полностью уничтожит семью, провозгласит «бессердечное» отчуждение детей от родителей и разрушит церковь. Уже в 1918 г. она осознавала опасность разочарования женщин в новом строе, а также необходимость проведения среди них терпеливой, с расчетом на будущее, работы.
Хотя у Ленина в первые годы советской власти было мало времени, чтобы сформулировать свое мнение по данному вопросу, он тем не менее полностью соглашался с Коллонтай, Арманд и другими, говорившими о необходимости активного освобождения русских женщин, как в правовой сфере, так и в самой жизни. Таким образом, официальная, законодательная эмансипация (единственная, обычно отмечаемая историками) получила значение социальной революции снизу. Таков был истинный исторический контекст возникновения Женотдела
С 1848 по 1920 г. феминистское движение Западной Европы и Америки краеугольным камнем эмансипации считало право голоса. После его достижения ни одно феминистское движение на Западе, вплоть до недавних лет, не предпринимало каких-либо дальнейших шагов по реализации программы экономического или сексуального освобождения, и в еще меньшей степени оно принимало участие в массовом движении за освобождение работниц или национальных меньшинств. «Феминизм» большевиков пересмотрел повестку дня западного феминизма. Для последнего политическая эмансипация являлась конечной целью, а для первого — это было лишь началом.
Деятельность Женотделов была крайне разнообразной — попечительство над детьми и сиротами, школьная служба и инспекция, распределение продуктов питания, надзор за жилищным строительством, профилактическое лечение и общественное здравоохранение, кампании по борьбе с проституцией, военная служба, образование, законодательство, рекомендация на вакантные должности, создание службы быта, а также массовая пропаганда в поддержку любого начинания партии. Некоторые из этих видов работ повторяют методы деятельности либеральных феминисток. Однако Женотдел обладал лучшими ресурсами как партийное подразделение и способствовал высвобождению женского потенциала в наиболее отсталых и удаленных сообществах советских женщин. Осуществляя эту функцию, женотделы служили не только делу освобождения женщин, но и режиму в целом, так как помогали создавать резервы обученных и политически сознательных трудящихся.
Причем про события после 1917 весьма немного информации, видно, что автор сосредоточился больше на дореволюционной эпохе, а период жизни женщин в СССР идет скорее довеском, хотя можно узнать и про Женотдел, о том, какие нововведения появились после гражданской войны, о том, как менялось законодательство в отношении браков, разводов и абортов в 30-х. Но все же автора больше занимают не бытовые подробности и экономические предпосылки тех или иных событий, а общие настроения в обществе, мораль, сексуальная революция, высказывания Коллонтай о «бескрылом Эросе».
Изредка социалисты задавались вопросом, оправданны ли беспорядочные половые связи без любви и брака? Замечания немецких теоретиков не оставляют на этот счет никаких сомнений, несмотря на то что они отрывочны и зачастую опубликованы много лет спустя после написания. Маркс считал любовь (не секс) завершающим этапом формирования личности; а из его писем к жене и заметок 1844 г. о взаимоотношениях между полами ясно, что он нетерпимо относился к случайным будуарным похождениям. Энгельс более определенно противопоставлял просто секс (эрос) — односторонний, легкий, быстротечный — «индивидуальной половой любви» — взаимной, сильной и неизменной. В конце своего известного анализа о происхождении моногамной семьи он предсказывал, что при социализме любовь, «далекая от исчезновения, только еще начнет полностью осознаваться». Тоном, который порадовал бы любую феминистку тех дней, он провозгласил, что тогда и мужчины станут не менее моногамными, чем женщины.
Соглашаясь с Энгельсом, Бебель лишь добавил, что чувственные потребности являются вполне нормальными и не наносят вреда здоровью, но что «чрезмерная сексуальная страсть гораздо более вредна, нежели ее отсутствие». «Человек, — объяснял он, — не зверь: для высшего удовлетворения его самой сильной потребности недостаточно удовлетворения одной только физической стороны; ему необходимо также и духовное единение с тем существом, с которым он вступает в связь». Каутский сохранил эти идеи в качестве официальной партийной догмы: «Социалисты… утверждают, что идеальная любовь, в противоположность сообществу жен и любому сексуальному гнету и вольности, будет основанием для супружеских связей в социалистическом содружестве, и что чистая любовь сможет восторжествовать лишь в этой системе».
Когда мы переходим на русскую почву, то ситуация становится еще более неопределенной. Несомненно Россия позаимствовала умеренные, сугубо деловые взгляды немцев на «сексуальный вопрос» вместе с остальной марксистской теорией, однако они наложились на традицию сексуальной свободы, унаследованную русскими «левыми» от нигилистов, которые в свою очередь были вдохновлены ранним французским социализмом. Результатом явилась зарождавшаяся дихотомия (еще неявная в те годы) между двумя традициями. Трудность в выявлении признаков будущего раскола среди русских частично объясняется уклончивостью тех, кто писал о данном предмете, и частично — малочисленностью подобных авторов: у меньшевиков — это Коллонтай; у большевиков — Ленин и Крупская.
В качестве модели будущих отношений между полами большинство марксистов представляли себе не череду любовных похождений, а новую форму «брака» или любовного союза. И хотя употребляемая терминология крайне неточна, тем не менее разница между этими двумя образами жизни вполне ясна. Какую форму должен был принять «брак»? Прежде всего женщина как равноправный член будущего социалистического общества имеет такое же право «выбирать» себе пару, как и мужчина. С этим соглашались все социалисты. Однако подробности брака и свадебной церемонии описываются только в работе Исаева. Автор настаивал на том, что новая социалистическая мораль будет характеризоваться любовью к работе, честными отношениями, гуманизмом, терпимостью, отсутствием жадности, чувством собственного достоинства, ненавистью к ложному патриотизму, космополитизмом. При этих условиях женщина может свободно сказать: «Я хочу быть вашей женой», и мужчина-социалист, не боясь оскорбить ее достоинство, вполне может отказать ей. Заключение брака не должно быть обременено ни юридическими, ни свадебными формальностями, а должно ограничиваться простым провозглашением этого факта перед лицом нескольких друзей. При желании жена может оставить девичью фамилию — новшество, которое в советском обществе нашло долговременную поддержку
Между тем взгляды на свободу и равенство полов, которых твердо придерживались все социалисты, привели к двум вопросам, которые нельзя было обойти: «Должен ли брак (или союз) быть строго моногамным?» и «Возможен ли развод?». Первый вопрос, несомненно, касался проблемы адюльтера. В письмах к Инессе Арманд Ленин решительно заявил, что на измену нельзя смотреть сквозь пальцы (по-видимому, даже при социализме).
Например, «пуританская» политика Сталина, по мнению писателя, скорее признак неприятия партийными лидерами разнузданности нравов, которую породила революция и гражданская война, чем вызванная экономическими соображениями необходимость.
Годы принятия нового кодекса — годы растущей напряженности в отношениях с Японией и Германией, и обращение Сталина к демографическим аргументам подтолкнули некоторых исследователей к мысли, что антиабортные законы объяснялись лишь стремлением увеличить население. Но благоприятные официальные отзывы о законе показали большую заинтересованность общества в уничтожении сексуального авантюризма и установлении вновь господства семьи. Передовая статья в «Правде» начиналась со слов: «Без сомнения он будет служить делу усиления советской семьи, он будет отбивать охоту к „свободной любви“ и „беспорядочной половой жизни“». ...Аналогичные статьи в других газетах, письма читателей, серия заметок Крупской подробно останавливались на этой теме и подчеркивали тот факт, что отмена права на аборт была лишь первым шагом в борьбе с распущенностью, случайными беременностями, выкидышами и с неуважением к женщинам, любви, материнству и семье
Если говорить о книге в общем, она скорее всего не понравится ни «монархистам», ни «советистам», хотя, на мой взгляд, автор пытался быль беспристрастным и взвешенным в своих суждениях о прошлом нашей страны, насколько это вообще возможно для иностранного ученого;) Например, он достаточно любопытно рассказывает про проституцию, при этом как критикуя царскую политику официально разрешенной «торговли женщинами», так и отмечая, что несмотря на борьбу с ней советской власти все же полностью искоренить ее не удалось.
продолжение будет в комментариях, цитаты не поместились из-за ограничения символовВ сухом медицинском отчете за 1896 г. сообщалось, что после 50 лет государственного медицинского карантина венерические заболевания широко распространились среди городского населения. В течение последующих 20 лет врачи, писатели и публицисты буквально наводнили страну своими работами об угрожающем распространении этого общественного порока, детской проституции, белых рабынях, преступлениях на сексуальной почве и венерических заболеваниях.
Советскому режиму, несмотря на все его попытки, не удалось искоренить проституцию. В 1930-х гг. она заметно и быстро сократилась за счет политики реабилитации проституток, устройства их на работу и тюремного заключения для так называемых «неисправимых». Но последние десятилетия проститутки снова появились в столице, развлекая туристов и богачей. И хотя группы проституток теперь не дефилируют по своим дореволюционным маршрутам, Невскому или Лиговке, их можно встретить в валютных барах, в такси, курсирующих по улице Горького в Москве или у входа в гостиницы. Конечно, во всем Советском Союзе нет ничего подобного Репербан, Пигаль, Кюрфюстендам или амстердамской Канал-стрит. Нет публичных домов, хотя есть определенные места, где вы можете заняться сексом с девушкой, готовой продать себя за валюту, подарки или одежду. Есть и сутенеры. Но преобладающее большинство советских женщин не продает себя ни в качестве проститутки, ни в каком-либо другом — жены на содержании мужа, секс-символа, живого товара, эскорт-герл, модели или гейши, и не позволяют другим продавать себя.
Не менее познавательно было читать о том, как после гражданской войны Женотдел поднимал общий интеллектуальный уровень женского населения, о ликбезе и образовании, о том, как выбирали делегаток и представительниц в деревнях и селах, которые потом становились наблюдательницами за действиями администрации и могли вносить свои предложения, критику, а также рассказывать у себя на родине, как происходит управление от лица населения.
Как работал Женотдел? Его штаб-квартира, называвшаяся некоторыми остряками «ЦентроБаба», находилась в доме № 5 на Воздвиженке, рядом с Кремлем. Штат, по крайней мере согласно штатному расписанию, состоял из 22 сотрудниц на жаловании — заведующей, ее заместительницы, помощниц и секретарши. Ответственная перед Секретариатом партии заведующая контролировала не только внутренние дела Женотдела, но и распространяла свое влияние на любую сферу жизни, затрагивавшую интересы женщин. К примеру, она поддерживала тесные и постоянные связи с такими органами, как Отдел охраны материнства и младенчества при комиссариате государственного призрения, Комиссия по борьбе с проституцией, комсомол, Центральная телефонная станция партии, а также с огромным количеством бюрократических структур, связанных с продовольствием, страхованием, образованием, благосостоянием, Советами, профсоюзами и даже с литературными кругами. Женщины — партийные лидеры, со своими собственными сферами ответственности — В. П. Лебедева (материнство), Крупская (просвещение) и Мария Ульянова (журналистика) — координировали свою деятельность с работой Женотдела.
В Женотделе средством пропаганды было печатное слово, так как оно передавало теорию, новости и инструкции относительно небольшому количеству грамотных женщин.
Однако печатной пропаганды было недостаточно для страны, в которой большинство женщин не умели читать. Было решено «пойти в народ». Методы варьировались в зависимости от географии и обстоятельств. Куда только пролегали железнодорожные пути, туда и шли агитпоезда; еще эффективнее были агитпароходы в обширных бассейнах Камы и Волги.
Однако, как это еще раньше поняла героиня Чернышевского, бесед с женщинами лицом к лицу недостаточно. Ключом к завоеванию русской женщины оказалось непосредственное вовлечение ее в освободительную работу, превращение ее из объекта в субъект. Первым испытанным методом явились «секции работниц», организованные волонтерками для активной партийной работы. Однако они потерпели неудачу, так как привлекли к себе женщин, давно интересовавшихся политикой и потому не смогли оказать никакого влияния на массы.
Суть ее заключалась в том, что организаторы проводили выборы среди женщин, скажем фабрики. Работницы выбирали из своих рядов делегатку в Женотдел сроком на 3–6 месяцев. Сами по себе выборы были шагом к развитию самосознания. «Когда серая, отсталая, беспартийная работница выбирает свою представительницу, она чувствует, что совершает политический поступок», — писала Коллонтай Затем делегатка, с красной косынкой на голове в качестве символа занимаемой ею должности, работала практиканткой-наблюдателем в различных сферах общественной деятельности: на фабрике, в Советах, в профсоюзах, коммунальных учреждениях (особенно школах, больницах и центрах общественного питания). После ее пребывания в мире практической политики она возвращалась в Женотдел и свой избирательный округ и докладывала о том, что видела. Таким образом, в одно и то же время она была избранным политиком, администратором, пропагандистом и критиком. Затем ее место занимали избирательницы, захваченные игрой в политику.
Организация выборов делегаток была трудной работой, особенно в провинции. Одна крестьянка в Рязанской губернии попыталась привлечь женщин на собрание, но безрезультатно; тогда она стала ходить по домам и читать книги, чтобы пробудить любопытство деревенских женщин. Общим тормозящим фактором была нерешительность. «Я не справлюсь с этим, — заявляла работница обувной фабрики Мария Суворова, которую избрали делегаткой, — я плохо образованна». Однако товарищи убедили ее, и она провела следующие месяцы, посещая суд, кооператив, отдел здравоохранения (в Совете) и школы, узнавая и докладывая о каких-либо недостатках. Подобные отчеты делегаток предназначались для того, чтобы контролировать и улучшать систему управления, равно как и прививать женщинам чувство социальной ответственности
Вполне понятно, что иногда возникали трения между перегруженными работой и измотанными администраторами (в основном мужчинами) и временными делегатками. И зачастую делегаткам давали тривиальную рутинную работу, чтобы они не мешали выполнению повседневных задач. Но, как правило, делегатка многое видела и честно об этом докладывала. И не вызывает сомнений, что система выбора делегаток сыграла важную роль в повышении уровня сознаний многих «отсталых» женщин, непосредственно познакомив их с реалиями управленческой жизни, бывшей до тех пор тайным миром за пределами ее понимания. По словам одной из руководительниц Женотдела, делегатка стала «угрозой бюрократам, пьяницам, кулакам и всем тем, кто выступал против советских законов».
Окончанием обучения делегатки и завершением очередного этапа социальной мобилизации была периодически проводимая конференция или съезд, где женщины из различных регионов страны (как это делали старые феминистки) могли познакомиться с новыми людьми и поделиться опытом. «Женщина, которая приехала в Москву из какой-нибудь отдаленной деревни, — говорила Коллонтай Луизе Брайант, — по возвращении является уже более или менее важной персоной, и вы можете быть уверены, что эта поездка — событие для всей деревни». Было проведено огромное количество разнообразных конференций.
Наиболее сильное сопротивление деятельности Женотдела оказывалось в деревнях и неславянских пограничных районах. Украинская активистка Киселева прошла несколько километров от райкомовской штаб-квартиры до маленькой деревушки Срипаи, чтобы собрать женщин в избе-читальне и попытаться их организовать. Мужское население деревни окружило избу, выкрикивая: «Мы вас убьем, если вы будете трогать наших женщин». В Чигиринском районе за один год «бандитами» были убиты три сотрудницы Женотдела. С началом коллективизации украинским активисткам пришлось опровергать слухи о том, что в колхозах мужчины будут «распределять» между собой молодых женщин, а из старых варить мыло. Повсеместно мужчины (неизменно называемые в литературе «кулаками») сопротивлялись попыткам Женотдела втянуть их жен в политику
Жаль, мало автор уделил внимание "красным юртам", тому, как женская эмансипация происходила на Кавказе и в Центральной Азии (хотя тут есть упоминания, как жестоко мужчины расправлялись с непокорными женщинами)
Мужчины реагировали на это жестоким насилием. Так, выходивших из Бакинского клуба женщин мужчины облили кипятком и натравили на них собак. Двадцатилетнюю мусульманскую девушку, открыто продемонстрировавшую свою свободу, появившись в закрытом купальнике, отец и братья, не вынеся позора, разрезали на куски. Восемнадцатилетняя узбекская активистка была изуродована и брошена в колодец. Всего лишь за один квартал 1929 г. в Центральной Азии произошло 300 подобных убийств. Посовещавшись с Женотделом, Президиум ЦИК решил классифицировать эти преступления как «контрреволюционные». Все же, несмотря на грозившую опасность, сотни местных женщин добровольно работали переводчицами и помощницами и в конечном итоге заняли административные должности в женотделах. И каждый раз в первомайский праздник или Международный женский день тысячи женщин собирались на рынках «восточных» советских республик и публично и демонстративно срывали с себя чадры, паранджи и другие покровы.
Подробно описывает Ричард Стайтс то, как возник «женский вопрос» в Российской империи, как его решали феминистки, нигилистки и радикалки, как повлиял Маркс и Бебель на российскую интеллигенцию. Занимательно было прочесть о трансформации женских обществ с началом Первой мировой войны, о разделении «прекрасного пола» на патриоток и пацифисток, как много женщин оказывало поддержку своей стране во время войны (причем как российские, так и европейские женщины полагали, что таким образом смогут заслужить равные права, продемонстрировав лояльность и помощь своим воюющим правительствам)
Русские интеллигентки поддались эйфории первой волны патриотизма, захлестнувшей Россию. Некоторые из них были не способны устоять против своего рода патриотической глупости, типа той, которая заставила правительство переименовать Санкт-Петербург в Петроград. Еще до начала войны графиня Дитрих из «Союза русских женщин» щеголяла в наряде боярыни, заявляя, что «даже в одежде русская женщина должна быть верной своему отечеству», а обычно благоразумная Карсавина решила исключить из своего репертуара музыкальные сочинения, написанные специально для нее Рихардом Штраусом. Через неделю после начала войны журнал «Женское дело» задал новый тон, возродив образ римских матрон, отправлявших мужей и сыновей в жерло войны и провозгласив, что русские женщины также будут воевать, но только с «любовью и милосердием».
С 28 по 30 апреля 1915 г. в Гааге состоялся Международный конгресс женщин за мир, на котором сразу же бросилось в глаза отсутствие представительниц английского, французского, немецкого и русского феминизма. Женщины постоянно заявляли, что женское политическое равноправие положит конец военным бедствиям, однако доказать это удалось лишь одной из них — Жанетт Ранкин (Jeanette Rankin), которая, будучи первой американкой, избранной в Конгресс, проголосовала против вступления Америки в войну.
До конца 1914 г. все основные феминистские объединения воюющих сторон дали новое обещание — поддерживать свои правительства. В Англии воинственно настроенные суфражетки превзошли в своем патриотизме умеренных феминисток, когда стали обвинять в трусости тех, кто уклонялся от военного призыва.
У находившихся в Европе будущих коммунисток Цеткин, Балабановой и Коллонтай отвращение вызывала не только война, но и националистические настроения многих бывших товарищей. Даже чувствительные к такого рода вещам столичные студентки были полностью очарованы патриотизмом, а не большевизмом. Даже историки-коммунисты признают, что большинство бестужевок поддерживали войну, вторя феминисткам в патриотических речах и далеко превосходя их в делах
Расскажет исследователь и о противостоянии феминисток и большевичек, о том, как мало было общего у женщин разных классов, так что «работницы» и «представительницы буржуазии» никак не могли договориться между собой об общих целях.
Несмотря на то что проблема женской эмансипации привлекла к себе внимание русского общества еще за 50 лет до первой революции, в России не существовало настоящего женского движения вплоть до 1905 г. Затем в российской социальной истории практически одновременно возникли два отдельных движения; феминистское движение, боровшееся за политическое равноправие женщин и социалистическое. История обоих движений уходит корнями в 1890-е гг., однако до 1905 г. они не сталкивались друг с другом.
Пункт о женском политическом равноправии присутствовал в программах лишь трех основных партий: социал-демократов (большевиков и меньшевиков), эсеров и кадетов. Марксистские партии всегда рассматривали женское избирательное право как часть всеобщего избирательного права и никогда — как отдельный вопрос. Однако у эсеров и кадетов первоначально существовали некоторые внутрипартийные разногласия по этому вопросу
Ряд нападок на «буржуазных» феминисток предприняла и лидер рабочей делегации — Александра Коллонтай. Ее доклад, который из-за отсутствия Коллонтай зачитала Волкова, представлял собой полную противоположность докладу Кальманович: не может быть никакого отдельного женского вопроса до тех пор, пока не будет решена принявшая столь угрожающие размеры «всеобщая социальная проблема». Пока среди женщин существуют острые классовые противоречия, не должно быть и речи ни о каком общем женском движении. Работницы не имеют ничего общего с буржуазными феминистками, их место — в партии пролетариата. Пока феминистки строят приюты, растет уровень проституции.
Несомненно основной целью деятельности феминисток было отстаивание интересов интеллигенток, хотя в соответствии с благочестивым каноном русского социального реформаторства это редко когда признавалось.
Стоит обратить внимание, что это произведение весьма «древнее» - писатель впервые опубликовал его в 1978 году и лишь небольшое дополнение было написано в 1990, возможно, поэтому дореволюционная часть автору удалась лучше, а данных по СССР у него было весьма немного.
Подводя итог, рекомендую это книгу любителям истории, тем читателям, кого не пугают «монументальные труды», так как, несмотря на объём книги, написана она весьма легко и не требует каких-то специальных познаний, поэтому достаточно вооружиться вниманием и интересом к описываемой эпохе.
Комментарии
Автор в последней фразе не упоминает, на мой взгляд, главную причину: отсутствие образования у подавляющей массы населения, идущее с царских времен.. Если мужчина еще мог найти какую-нибудь тяжелую работу, то число мест кухарок и прачек было мизерным.
Всеобщее образование, введенное большевиками, открыло новые возможности перед людьми.
Образование, да и разница зарплат. Меня сильно удивило вот это "служанка или работница могли рассчитывать на 15–20 рублей в месяц, в то время как самая низко оплачиваемая проститутка могла заработать 40 рублей, а если она была еще и привлекательной, то ее доход составлял до 500–700 рублей"
Хотя ещё у Толстого в Воскресенье помню этот выбор героини, тяжело работать и терпеть домогательства хозяина или идти в содержанки,проститутки и за это приличные получать деньги и красивые платья.
Причем недавно встретила почти такую же причину в книге Виржини Депант - Кинг-Конг-теория (сборник) и у современной зарубежной женщины, которая после изнасилования тоже работала проституткой
Хотя автор вообще выступает за декриминализацию проституции, если по взаимному согласию
Сразу вспомнила про то, как в соцсетях жестоко критикуют колясочницу Ксению Безверхую за то, что она не несчастна. Создаётся впечатление, что люди завидуют ощущению радости и счастья. Как так, проститутка или колясочница довольны своей жизнью, когда завистники своей – нет. Сжечь ведьм! https://www.livelib.ru/review/4056688-zhizn-zhestche-kak-filosofiya-pomogaet-ne-otchaivatsya-v-trudnye-vremena-setiya-k
Проституция сложная тема, как и наркомания, наверное.Ведь наркоманы тоже добровольно покупают наркотики и радуются жизни, пока не заболевают и не умирают. Исторически сложилось, что жизнь проститутки не была лёгкой, так что общество склонно видеть в них скорее жертв, которые от тяжёлой жизни этим занимаются, пытаться их спасти.
Так что мне кажется тут иное дело, чем люди с ограниченными возможностями, но ведь и им нужно помогать, государство должно делать все,чтобы социально интегрировать их, а не оставлять "радоваться жизни" https://kam-kray.ru/news/2011/11/23/kseniya-bezverhaya-ya-budu-vodit-mashinu.html
Ты совсем про другое, чем я. Я про мерзкие комментарии в соцсетях инвалидке, которая радуется жизни, и про осуждение проституток.
Осуждение не имеет никакого отношения к помощи.
Ксения водит машину, а ей пишут в соцсетях: откуда у вас такие деньги, вы же инвалидка? Наворовали!
Про осуждение говорить не интересно, это очевидно) Понятное дело, всегда есть те, кто брызжет ядом и повод не важен - можно быть волонтером, многодетной матерью, инвалидом или любым другим человеком, но всегда найдутся те,кто осудит и найдет повод оскорбить.
Просто не всегда то, что люди хотят и им приносит радость правильно для общества в целом, на мой взгляд, тут масса примеров можно привести начиная с сигарет, вредной еды а-ля фастфуд или содержащих множество сахара и химии десертов, заканчивая шлемами для мотоциклистов(которые многие не хотят надевать). Я где-то читала про два разных подхода к свободе, одни люди считают, что все, что человек сам выбирает -ему на пользу, другие думают, что государство все же должно заботится о здоровье и благополучии граждан и принимать такие законы,которые уберегут людей;)
Козлов хватает... Но меня больше возмутило, что когда она захотела пойти на курсы вождения, то фирма- установщик ручного управления запросила 500 000, а в итоге выяснилось, что такое дополнительное приспособление стоит около 8500 рублей с доставкой по почте.
Я сейчас читаю воспоминания Баранской. Она пишет, что домашняя прислуга могла рассчитывать на 6...7 рублей в месяц. Вероятно так платили в небогатых домах. Может в богатых выходило и по 15.
Сейчас есть всеобщее образование,но женщин,которые не хотят работать в поте лица,а хотят продавать себя и получать за это хорошие деньги -масса.
Тут больше аопрос экзистенциальный. Одно дело, когда у людей есть по крайней мере разумная альтернатива, другое, когда альтернатива - побираться или умереть с голоду. Во втором случае социальная база - на порядки больше.
Очень интересно! А кто на фотографиях? Я узнаю только Крупскую и Колонтай.
На нижней третья - Инесса Арманд. А на верхней -феминистки: Анна Философова, Мария Трубникова, Надежда Стасова.
Спасибо, почитаю про них!
Могу посоветовать книгу Элеонора Павлюченко - Женщины в русском освободительном движении , там тоже весьма хороший обзор "женских портретов"
У меня вопрос совсем из другой области. А именно, по уровню перевода книги. Честно говоря, перевод ее названия режет глаз неимоверно. Правильнее было бы сказать: "Движение за освобождение женщин", что является вполне устоявшимся сочетанием.
А как сам текст переведен?
Движение за освобождение женщин тоже будет неправильно, они же не в рабстве и не в оккупации. Правильно – движение за права женщин. Но здесь, видимо, пытались сохранить американское название women’s liberation movement, где liberation – свобода, в том числе духовная и свобода действия.
Согласен. Хотя с "правами" мне тоже гораздо больше нравится, но я, собственно, о том же, что можно было сохранить американское название, коли это так важно, не в ущерб русскому языку. А так получается, что они вроде как силами женщин решили Россию освободить.
Да, вы правы, я сначала так и подумала, что это книга про женщин на стороне революции.
Ага, так и есть, женщины освобождали страну от патриархата и отсталости)
Мне кажется, что перевод вполне на уровне, ничего глаз не резало.Но я вообще не привередливый читатель, редко замечаю проблемы с переводом, а самая худшая книга, в которой приходилось перечитывать фразы,чтобы понять смысл, была от русского автора;) Алексей Миллер - Империя Романовых и национализм
Я много цитат добавила к этой книге, можно составить впечатление о языке автора/переводчика.
Причем интересно, что автор владел русским и в благодарности указана его жена Таня)
Спасибо. Для меня это действительно важно.
А Таня - часом не немка? Это имя с 1969 по 1977 в ГДР входило в десятку самых популярных имен для девочек.
Я пыталась найти про нее информацию, но только встретила упоминание, что его женой была Татьяна Терещенко
Все-таки Татьяна, тогда моя версия отпадает.
Еще такой вопрос, у меня одна рецензия на художественное произведение "в столе" уже три года лежит. Если соберусь все-таки ее обнародовать, можно будет на эту Вашу рецензию сослаться в плане фактического материала? Там как раз тема затрагивается, причем плотно. Да, чего уж там, приведенный выше в комментариях мой тезис - как раз оттуда.
Конечно можно) Очень интересно будет прочесть,а о какой книге идёт речь?
Всеволод Иванов. Похождения факира.
Теперь уж мне от рецензии не отвертеться.
Вот цитата из книги, где сам Ленин произнес "освободительные движения", так что если напрячься, можно найти источник - Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55 т. М., 1960–1965. Т. 36. С. 186.- и проверить, ошибка перевода или же это устойчивое выражение прошлой эпохи
Думаю, что женщины участвовали не в движении освобождения своего пола, а в освобождении страны)
Вот у Ленина опять же освободительные движения встречаются
Так что название логично, книга рассказывает о таких женских движениях -феминистках,нигилистках, радикалках, социалистках
... «работницы» и «представительницы буржуазии» никак не могли договориться между собой об общих целях.
А шо, у них могут быть общие цели? )
Борьба против патриархата, чем не общая цель)
Тем более, что феминистки ведь и вопросами проституции занимались, так что точки пересечения у них были.
Я так поняла из книги, что феминистки привлекали к себе "работниц", а социалистки их пытались отбить)
"... большевички и феминистки были ближе всего к тому, чтобы вцепиться друг другу в волосы".
Я именно такого развития событий и ожидал. С точки зрения любой большевички требования феминисток - конечно, бесполезные. Какая там борьба с "патриархатом"?? С буржуями надо бороться, а не с "патриархатом". Долой министров-капиталистов! Мир без аннексий и контрибуций! Заводы-рабочим, землю-крестьянам!
С точки зрения большевики -да.А с точки зрения обычной женщины, возможно важнее, что муж бьёт, а с несправедливостью на работе она смирилась, так как работницы вообще были более покладистые и смирные,чем рабочие, поэтому фабриканты их предпочитали нанимать,да и дешевле.
Галя, спасибо за упоминание книг
и
. Обе прочитаю в ближайшее время. Марья - вообще рассказ отличного писателя Неверова. Читала его
, красиво и необычно написано.
Самое поразительное, что женщин даже сейчас и даже в западных семьях - избивают морально. Для этого теперь есть пассивная агрессия и микроагрессия. Читаю сейчас 2 мемуара англосаксонских женщин, изолированных от своего привычного окружения из-за работы мужа - англичанки, вынужденной переехать в Данию,
и американки, вынужденной переехать во Францию
- и это поразительно, насколько виноватыми они себя чувствуют перед мужьями по самым разнообразным поводам: за то, что они недостаточно женственны, за то, что они недостаточно много работают, за то, что они стареют, за то, что они недостаточно умны, за то, что они недостаточно сексуальны, за то, что у них мало друзей, за то, что их друзья их не уважают, и куча разных микроповодов. И это женщины из стран, которые считаются в настоящее время странами с самой высокой степенью эмансипации женщин.
Из чего я делаю вывод, что тот, кому хочется быть сверху, при любой ситуации найдёт возможность быть сверху, если жертва ещё недостаточно возмужала для того, чтобы чувствовать себя уверенно в любой ситуации.
Ещё наткнулась на книгу, которая может тебя заинтересовать
да, согласна.Хотя я не склонна делить в данной ситуации людей по полу, как-то не близка мне мысль, что женщины лишь жертвы (хотя статистика вроде показывает, что это часто так) Т.е. много женщин, которые доминируют над мужчинами, пассивная агрессия это вообще любимый женский прием, видимо, потому что активную агрессии им традиционно запрещали.
Уж не говоря о детях, над которыми, те женщины,что вынужденны подчиняться мужчинам, могут отыгрываться, так как я вижу вокруг себя очень много пассивной агрессии и микроагрессии(не знала такой термин) в отношении детей, причем это чуть ли не норма воспитания.
Книги интересные, хорошо бы когда-нибудь прочесть( эх, виш не уменьшается)
Со своей стороны могу посоветовать повести Коллонтай, они очень атмосферные, отличаются от привычной прозы (хотя не всем такой стиль нравится)
Дело в том, что есть внешние проявления, и есть суть. Суть - в том, что равенства прав мужчин и женщин нет, и абьюз никуда не делся, просто (пока, вынужденно) принял менее грубые формы. Стоит произойти какому-то катаклизму, и мы быстро вернёмся к патриархату. А внешние проявления в индивидуальных случаях бывают самые разнообразные. И крестьянки мужей убивали, что совсем не означает, что женщина в Российской империи была свободна убивать мужчин, как это делали римские патриции со своими рабами.
Про детей ты совершенно права. Женщины, вместо того, чтобы бороться с причиной, просто отыгрываются на слабых. Это и мужчинам свойственно, которые не пойдут бодаться с начальником и не захотят орать на жену, которая может и ответить, а наорут на ребёнка.
Спасибо за книгу Коллонтай, выглядит очень интересно, обязательно прочитаю в ближайшее время.
наверное, хотя глядя на жителей столицы и современных девушек, этого особо и не видно (ну или я просто не сильно в вопросе разбираюсь, лишь тема феминизма прошлого меня обычно интересует и я вижу значительный прогресс)
Но равенства вообще нет и не планируется, любимая тема о богатых/бедных, о меньшинствах сразу всплывает. Так что возможно равенство м/ж легче достигнуть, чем остальные и со временем оно будет
Да, прогресс безусловно есть, и, что хорошо, своё личное равенство себе всегда можно организовать - не бери себе мамонта-консерватора и живи нормально. В любом материальном слое мужчин всегда можно найти себе партнёра из тех, которые женщин уважают и не считают неспособнее себя. Особенно, как ты правильно заметила, в больших городах.
С равенством в любых областях жизни большие проблемы. Самое главное для решения этой проблемы - чтобы одни угнетённые не обесценивали проблемы других. Слишком часто слышишь: Да что там у этих женщин, вот у бедных проблемы так проблемы; Да что там у негров, у них вообще проблем нет, вот у бедных проблемы это да; Да что там геи возмущаются, вот у негров настоящие проблемы. Такое ощущение, что вместо того, чтобы бороться с общими врагами, слабые группы находят удовольствие в том, чтобы маргинализировать друг друга.
Фигасе, обложка))
за активную, можно и леща схлопотать... )
хочешь вести себя ,как мужик, получай, как мужик... вот и вся арифметика
Какие интересные цитаты. Наверно, в самом деле хорошая книга.
Но судьба "представительниц буржуазии" после 1917 года вряд ли там раскрыта.
вот как одна тема феминизма тянет за собой сколько новых имен, дат, других тем.... наверное, копая и их, так сказать, можно сделать массу открытий. вы правы, галина, это должен делать только интересующийся темой феминизма. с уважением.
Да, с книгами вечно так,одно тянет другую,жаль времени мало и приходится выбирать, чем пожертвовать в данную минуту.
Вот читаю сейчас про Ганди,он описывает работу адвоката, сразу вспомнила,что давно хочу прочесть Анатолий Кони - Анатолий Федорович Кони. Избранные труды и речи или его биографию, но не могу отвлекаться, так как ранее уже решила читать про прислугу в Российской империи и надо до этой книги дойти прямым путем) А ещё ведь скоро уже май, надо браться за военную тему, вроде план хороший,но в то же время тяжёлая тема и сложно опять погружаться в это. Так что выбор книг очень сложное дело;))
Невыносимо всё это, у меня так же. А если сразу не прочитал то, что потянулось из предыдущей темы, потом оно становится неактуальным и интерес теряется.
Недавно читала, что Билл Гейтс и Илон Маск читают 50 книг в год и планируют время на чтение, а в целом планируют каждые 5 минут. Восхищаюсь людьми, которые могут распланировать свой день и своё чтение и следовать плану!
Рекомендую книгу Даниила Гранина "Эта странная жизнь" - про довольно известного ученого -биолога Александра Любищева. Он с молодости решил тщательно планировать свою жизнь и создал для себя специальную систему ежедневного планирования: сколько за день прочитать и каких авторов, сколько написать, сколько выучить иностранных слов ... Все это у него было расписано по минутам и при этом он не превратился в сухаря - и с детьми много занимался, и с друзьями общался... Чрезвычайно интересный был человек громадного кругозора. Книга состоит из отрывков из его дневников и комментариев Гранина.
Мне кажется,это должно быть заложено в человеке изначально,но расписывать жизнь по минутам -слишком необычно для меня;)
Да, конечно, это во многом склад характера. А все же попробуйте почитать ). Он ведь тоже не делал на этом деньги, просто ему в молодости (ему тогда было лет 25) пришло в голову, как и многим, что очень много времени уходит в жизни впустую и решил попытаться сделать жизнь более насыщенной. На меня особо когда-то впечатление произвело, что языки он выучил в очередях и транспорте. Стоит в очереди, или едет в автобусе, другие нервничают, а он спокойно достает из кармана словарик, или грамматику и зубрит слова и правила. И художественную литературу он много читал, мне нравилось, что он в письме свободно цитирует на итальянском вступление к "Божественной комедии". А еще любопытно, что он со скепсисом относился к Дарвину. Подробностей я не знаю, это надо закапываться глубже. Просто попались строчки в одной его статье, что Дарвин собрал гору фактов в поддержку своей теории, но существуют Гималаи фактов, которые этой теории противоречат.
Спасибо, почитаю! Мне очень интересны такие упорядоченные люди.
это тяжело и приятно одновременно) Я регулярно составляю списки того, что планирую читать в ближайшее время,с примерными датами или порядок написания рецензий - это такая приятная хронофагия, типа медитации или списка желаний;) Или перебираю виш лист и свои подборки -как Кощей над златом чахну;))
Но совсем жёсткие планы я не люблю, все же я не работ и чтение это приятный отдых,а не какой-то бизнес проект приносящий мне выгоду;)