Больше рецензий

18 марта 2024 г. 14:25

76

5 ДЖЕК РИЧЕР: КУДА НАС ЗАВОДЯТ ЧУВСТВА

Третий роман Ли Чайлда о похождении его героя Джека Ричера переносит читателя во времена 1989-90-х, гг., когда был расцвет телевиденья. По сравнению с предыдущими двумя данный роман уже воспринимается как новая история. Ричер по-прежнему бежит от своего прошлого. Отношения с некой Кристалл ощутимо натянуты. О каких-то взаимоотношениях Ричера с танцовщицей говорить не приходится. Поэтому автор стремительно переводит взгляд читателя на некоего бизнесмена по имени Честера Стоун. В чём-то этот герой больше похож на персонажа, который ранее встречался в сериалах 80-90х гг., как, к примеру Си-Си Ченнинг Крейтона в исполнении Джедда Алана из сериала «Санта-Барбара». По крайне мере в самом начале повествования. Крюк Хоби – этакое современное прочтение капитана Крюка, но это только на первый взгляд. На самом деле, и ты это понимаешь вовремя состоявшийся беседы между героями, что Крюк Хоби очередной лик Дьявола, а Честер Стоун его жертва. Они заключают между собой договор, и Хоби просит взамен акции компании. Что касается супруги Честера, Мэрлин Стоун – этот образ часто мелькал в сериалах прошлых лет как «Коломбо» или «Она написала убийство». Перед нами образ сильной и мужественной женщины, который остаётся привлекательным и сейчас. А белое платье, которое она надевает в середине повествования, намекает на то, что автор вдохновлялся образом Мэрлин Монро из картины «Зуд седьмого года»1955г, созданного дизайнером Уильямом Травиллой.

Расследование приводит Ричера к таинственной незнакомки оказавшийся внезапно дочерью его бывшего командира Леона Гарбера – Джоди, с которым читатель знаком по предыдущему роману «Цена её жизни», после чего мы узнаём, что прошло меньше года. Джек Ричер удивлён узнав, что таинственная миссис Джейкоб оказалась дочь генерала Гарбера. И тут скажу честно сначала она напомнила мне Карлу Диксон, но потом по внешнему описанию, которое даёт автор вспомнил Хелен Родин в исполнении Розамунд Пайк из экранизации романа «Выстрел», ставший основой для первого фильма названого в честь главного героя, вышедшего на экраны в 2012г. Обе героини также являются коллегами и занимаются адвокатской деятельностью.

Пожалуй, я соглашусь с мнением остальных читателей, что наш герой в этой истории совсем непохож на того Ричера, которого мы знали по предыдущем романам. По крайне мере в начале! Мужчина, у которого нет постоянного места жительства, чемодана с вещами, который переезжает с места на место, одежду не стирает, а выбрасывает и покупает новую, когда необходимо. Ему всё равно, как он одет, зато заботит физическая форма. Однако замечу, что Джоди всё-таки не полузнакомая для него женщина: они росли вместе, их родители дружили, во время службы в армии. То, как она ведёт его в магазин, где помимо брюк, рубашки и пиджака, покупает ему носки и нижнее бельё, можно расценить как шутку со стороны автора. Однако у меня, в лице читателя сложилось впечатление, что в этой сцене Джек Ричер больше похож на жигало. Ведь, с одной стороны, представление в книге герои как Честер Стоун, его жена Мэрлин, Крюк Хоби и даже наша героиня дочка покойного Леона Гарбера — это элита американского общества. И на фоне этих героев Джек Ричер очень сильно выделяется. Предпочтя более простую одежду купленную в обычном «Секонд -хенд», и наш герой теряется на этом фоне. Становясь анти-Бондом. Что касается их отношений, то автор прямо говорит, что в юности они оба были влюблены в друг друга, но, чтобы вступить в романтические отношения им мешал возраст. Джоди на тот момент было всего пятнадцать лет в то время, как Ричер был на десять лет старше её и чувствовал ответственность. В целом я думаю миссис Джейкоб могла при желании автора подойти на роль будущей супруги нашего героя после Роско. Она адвокат, Ричер частный детектив, в целом они оба могли составить творческий тандем в будущих произведениях автора. С другой стороны Ли Чайлд ведением в цикл Джоди на первых порах мог создать любовный треугольник, в котором участвовали Роско и Ричер. И это возвращает нас к той теме, которую я поднимал в своей рецензии на первый роман «Поле смерти», где наш герой только знакомится с Роско. Как я уже говорил ранее, если автор пожелал, то из них могла получиться не плохая пара, которая спокойна вела те дела, которые были уже описаны в следующих романах. И здесь в романе «Ловушка» Роско могла сыграть свою роль, точно так же как мы это видим в экранизации романа ставшей основой для первого сезона сериала «Ричер» Фрэнсис Нигли, которой в самом романе «Поле смерти» нет. Она присутствует только в сериале, где её аккуратно вели сценаристы, не нанеся ущерб сюжета оригинального романа. Таким образом не надо было объяснять читателю почему Ричер стремиться не привлекать к их делу полицию. Ведь даже Джоди порой понимает, что они поступают неправильно, о чём говорит Ричеру. С одной стороны нам кажется, что он чего-то бояться, с другой, скорей всего помня события предыдущих приключений, он стремиться держаться подальше от полиции, тем самым ничем не отличаясь от преступников. И именно в этот момент автор мог спокойно везти в роман как Роско, так и Финли, продолжив их линию. Однако Ли Чайлд идёт проторённой для себя дорогой и читая роман мы понимаем, что эти отношения не к чему не приведут.

Наблюдая за расследованием Джека Ричера, здесь надо отметить, что привычный образ героя, за который полюбил его читатель вновь вернулся. Вскоре мы знакомимся с пожилой парой Томом и Мэри Хоби, к которым привело расследование Ричера. Из рассказа старика становится ясно, что автор, как и в двух своих предыдущих книгах снова затрагивает тему американской истории. На этот раз погружая читателя в тему войны во Вьетнаме, связанных с ней проблем, последствий и разочарований. Из рассказа Тома становится ясно что сын чаты Виктор Труман Хоби, будучи воспитанным патриотом отправился служить во Вьетнам, где был награждён медалью за отвагу. Однако во время второй операции во Вьетнаме тот решает вернутся и вскоре пропадает безвестии. Для всех он умер, и только родители считают, что гибель их сына загадочна, и поэтому они не теряют надежды, что их сын жив, находясь в плену. В доказательства своей теории Ричеру показывают фото, подтверждающее это.
Чем-то эта история напоминает историю Джона Рэмбо, героя романа Дэвида Моррелла «Первая кровь». И если данный роман был экранизирован, то вполне мы бы смогли увидеть в качестве флешбэков историю Виктора. И коль она в чём-то схожа с историей таинственного Крюка Хоби, можно предположить, что речь идёт об одном и том же человеке. Так в этом деле всплывает имя генерала Гарбера, который пытался до своей смерти помочь чате разобраться в этом запутанном деле. При внимательном прочтении эта история напомнила мне историю, которую расследовал Микаэль Блумквист, когда его в начале романа «Девушка с татуировкой дракона» также нанял Хенрик Венгер в деле пропавшей Харриет.

По путно читатель становиться свидетелем как Честер Стоун становится жертвой своих поступков. И тут я, пожалуй, соглашусь с ещё одним мнением других читателей, что Чайлд достаточно хорошо рассказал историю об беспредельном отжиме очередной фирмы со всеми ужасными либо надменными сценами насилия. В этой сцене хорошо себя показывает Мэрлин Стоун становясь в какой-то момент центральной фигурой, после мужа. И вот теперь в спарринге с Крюком Хоби она становиться гораздо интересней самого Честера. И читая дальше ты думаешь, как будут развиваться события?! Скажу честно по мере развития событий Крюк Хоби, как не странно напоминает Доктора Ноу, так как у обоих этих героев отсутствует рука. У героя Флеминга она механическая, в то время как у персонажа Ли Чайлда всего лишь протез в виде Крюка. С другой стороны его характер: Крюк Хоби гораздо ближе к Блофилду – главному антагонисту всей Бондианы. Но в тоже время Ли Чайлд не пытается копировать полностью персонаж Флеминга, оставляя размышления для читателя.

Что получилось в итоге на экране, если данный роман был экранизирован?
То тут трудно сказать. Однако история Виктора Хоби, с одной стороны, поучительна, потому что автор предлагает взглянуть на главного антагониста своей книги под другим углом. В тоже время он задаётся разумным вопросом: что побуждает человека, который был патриотом своей страны, отличным лётчиком, перейти на тёмную сторону.

Из диалога с доктором Ньюменом Джеку Ричеру становиться понятно, что в этом деле есть тёмные пятна. Изучив досье Виктора Хоби и тех, кто был в тот день рядом, он понимает, что следствие было проведено не так однозначно. Кто будет разыскивать человека, который был и так мёртвым. Однако как правило если мы с самого начала знаем имя антагониста, то за этим определённо скрывается какая-то тайна? В тоже время мы видим, что Джек Ричер находиться на распутье. Проверяется на прочность его профессиональное чутьё. Неужели Джек Ричер ошибся?! И тут нас подводят к тому, что за привычным для читателя именем может скрываться совершенно другой человек. О котором ещё не разу не упоминалось. Таким человеком оказывается некий Карл Аллен, которого на протяжении всего романа читатель знал как Крюк Хоби. На мой взгляд финал был довольно не плох, только вот автор позабыл про Честера и Мэрлин Стоун, а также частного детектива Уильяма Карри, которого вёл под конец. В результате чего концовка вызвала немало вопросов. Что стало в дальнейшем с парой Стоун читатель может лишь догадываться. В остальном роман понравился. Роман оправдывает своё названием, каждый из героев находиться в ловушке, выхода из которого кажется нет.