Больше рецензий

23 марта 2024 г. 08:25

327

4 Про частную жизнь без политики

Калейдоскоп будней многодетной матери превращается... в черную бездну.

Женщина с детьми ещё не бывала главной героиней антиутопии, подумала я, и всё же взялась за «Песнь пророка».

Пол Линч описывает кусочки жизни обычной ячейки общества, у них четверо детей, младший недавно родился, ему ещё загранпаспорт не сделали, а отпуск семья привыкла проводить за границей, старшему почти шестнадцать. Мать их ездит на работу, грустит, что занятий наукой не получается, слишком мало времени она может позволить себе тратить на всякую там работу. Думает об ужине, о школьных делах, о муже.

Муж занимается некими профсоюзными делами, ничего особенного, никаких пламенных речей и подпольных собраний, так, выйдут по улице пройдут. Тревога витает в воздухе,  но это же всё так, случайности, мы же в цивилизованном государстве, на всякий случай говорим шепотом, мало ли кто у власти — моё впечатление от первых глав.

Особенность книги как раз в отсутствие описаний власти, никакой агитации и объяснений господствующего строя, только последствия решений правительства, он незаметных арестов, собраний на работе с обсуждением перемещений по службе(все понимаю почему, никто не говорит), до линии боёв перед домом, разбитых окон, недостатка продуктов и отключения водопровода. Интересно, что при этом у всех работают телефоны, не как средства связи, конечно, а видео посмотреть, например, и периодически встречается «они зарядили телефоны».

Обыденное повествование, не такая уж антиутопия — можно подумать в начале. А потом шок шок шок.

Я написала «калейдоскоп», зарисовки стремительно, безо всяких переходов, сменяют друг друга — ужин на кухне, дорога в школу, приехали навестить дедушку, стаскивают матрасы в гостиную, потому что стрельба не прекращается и надо как-то устроиться на ночь, стоят на месте и пытаются поверить, что они живы и придётся дальше тоже жить, совсем непонятно как. Сколько времени проходит между картинками, которые показывает автор, зачастую неочевидно, только по упоминанию сезонов или природных явлений можно догадаться.

И зарисовки от совсем обыкновенных превращаются в абсолютно невозможные, читателю не сразу понятно, что это падение, и падение навсегда, дна нет. Иногда, в особенно невозможные моменты, кажется, что дно — вот оно. А нет, показалось. Хотя конец предполагает некоторую надежду, после прочитанного, это видится соломинкой — мило, что автор её протянул, но кого обманет она. Да и не совсем надежда, так, намёк, который можно интерпретировать в зависимости от читательского запаса позитива, а после прочтения книги вряд ли он останется.

Книга ещё и про такое — ты можешь не интересоваться политикой, не читать газет, думать о первом прикорме, памперсах, образовании для старших и увы, тебя тоже перемолет машина истории, и детей твоих тоже, и родителей. Не важно, входит ли текущая ситуация в сферу твоих интересах, коснется каждого.

Героиня книги не желала никого свергать или возвышать, ей некогда следить за новостями, она цепляется за привычную рутину, надеясь хоть так удержаться в равновесии, и это тоже не сработает. Она до последнего дня отправляла детей в школу, пока по радио не объявили, что учреждения закрыты. Её бы устроило, чтоб просто всё оставалось как есть, она готова мириться с некоторыми неудобствами, в конце концов, всё должно когда-нибудь заканчиваться?

Получилась жуткая бытовая антиутопия без политики.
Бывают антиутопии про любовь, про государство, про устройство общества.
Линч же описал частную жизнь, и отражение всего, что вокруг, в этой частной жизни, страшное очень сильно.

Источник