Больше рецензий

23 марта 2024 г. 12:23

334

5 Как в старой сказке

«Бронепароходы» Алексея Иванова пробьют брешь в сознании даже у самых скептически настроенных относительно современной русской литературы людей. Даже если до этого человек считал, что будущее за автофикшеном, что пришел новый эшелон молодых дерзких авторов, осмысляющих день сегодняшний прямо сию секунду, что делать большие русские романы значит цепляться за прошлое, что нам нужна кибернетика в каждой строчке и сон внутри сна и вообще скукота эти ваши благородные поступки и ещё с десяток «даже» – «Бронепароходы» сметут все преграды. И не потому что книга толстая и неловко признаться, что ты столько читал а потом не понравилось.

А потому что в «Бронепароходах» истории складываются в нечто большое, прекрасное, страшное и великое.

Персонажи книги живут свои маленькие жизни и, конечно же, не подозревают, что попали прямо туда — в жернова истории. Ну а что, все там будем. И вот мы смотрим, как эти жернова превращают легкомысленную девушку в хранительницу и одновременно попирательницу традиций, как другая девушка гнёт свою линию, и неважно сколько людей умрёт у нее на глазах, как молодой парень просто хотел сделать что-нибудь этакое и не заметил как стал мерзавцем, как пожилой капитан сдаёт одного чтоб защитить всех, а потом не может жить, а потом живёт, потому что надо жить, как один насмехается над иконой а потом а потом...

Все эти люди выбирают выбирают выбирают – выбирают за красных или за белых, украсть или попросить, нашим и/или вашим, право ли они имеют или бог простит.

Мне очень понравилась книга, как вы, должно быть, заметили, и я собиралась построить отзыв во-первых на том, что Иванов возвращает благородство и приключения в нашу литературу и жизнь, но про это я уже и так писала, когда прочла «Тени Тевтонов», хотя новая книга, без сомнения, поднимается на новый уровень благородных приключений.

А во-вторых, на работе с возражениями хотелось построить:

*мне не показалось, что персонажей слишком много, куча конечно, ну так вот они, вся эта куча, умирают, пропадают, выскакивают на нас из подворотни, спускаются с неба, из воды выпрыгивают, да всё что угодно, но делают это гармонично, потому что один человек не складывается в великое, а этот роман создан чтоб сложиться;

*мне не показалось, что они какие-то не такие, что они, боже ж мой, исключительно функциональны. Или ещё хуже – Лялю называют нимфоманкой, хоть бы погуглили значение этого слова, прежде чем употреблять;

*мне не показалось, что автор занимается морализаторством, объясняя, как правильно себя вести, не всем же разговаривать загадками, книги начале-середины 20 века вообще поражают осмысленностью разговоров, почему бы и героям гражданской войны не говорить благородно, иногда.

И так далее, но я долго собиралась писать отзыв и позабыла, на что ещё хотела возразить.

Думаю, мы все слишком привыкли к повседневности в литературе – длинные внутренние монологи, пакости по мелочи соседям по лестничной клетке, первыми в очереди встать, толкнуть вредину какого-нибудь незаметно и чтоб ему пусто было. Мы не обращаем внимание на большие вещи, потому что они сейчас слишком дурны, и это сложно.

А Иванов рисует перед нами картинки времени, с которого осыпалась шелуха повседневности. И смотреть на это завораживает, даже когда повествование вдруг выруливает в экшн. Такие вот старые сказки о вечном от Алексея Иванова. А может и не сказки.

Источник