Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

24 марта 2024 г. 16:05

626

3.5 Лакмусовые бумажки

Человеку ужасно обидно, что он конечен, а мир нет. Поэтому он так одержим концом света. Настолько хочет стать его свидетелем, что каждый день готов стать его причиной.

Два факта, которые серьезно повлияли на мои впечатления от чтения этой книги: 1) я не смотрела сериал "Цикады", даже трейлер, 2) это уже третья книга Аси Володиной, которую я прочитала, причем те две книги мне очень понравились. Так что я не знала, что здесь происходит, но уже знала, о чем пишет эта авторка, такой вот небольшой парадокс.

Кстати, "не знала" в основном было живо благодаря тому, что я не обратила внимание на аннотацию, в тот момент мне было интереснее творчество Володиной само по себе, а не описание отдельной истории.

Немного отойду от обсуждения этой книги. По моему опыту аннотации бывают:
а) плохими, где даже самая яркая книга выглядит тупым плагиатом,
б) скучными, где или о главной прелести книги просто забывают, или рассказывают о ней так, что даже после чтения и сам начинаешь зевать,
в) слишком короткими, поэтому ты так и не понимаешь, что будет в этой книге,
г) слишком короткими v.2, где информации мало, но уже есть спойлеры (чаще всего с этим "везет" рассказам и повестям),
д) слишком подробными и длинными, так что и не понятно, зачем уже читать книгу, если все известно,
е) спойлерастными в самом плохом смысле, если повезет, то заспойлерить могут больше 2/3 книги, -- возможно, спойлеры будут неочевидными, поэтому понять это можно будет только после чтения (но они все равно были), а могут быть и очевидными,
ё) врушками.
Ага, не особо я люблю аннотации, хотя временами и там бывают классные вещи (которым я даже название дать не могу, так это часто). Что ж, а аннотация этой книги скучная, слишком короткая (обе версии), спойлерастная, 50/50 плохая и капельку врушка. :)

И да, там серьезно буквально первое же предложение -- серьезнейший спойлер, ведь о том, почему появился какой-то день Х нам станет известно только в последних главах.

Аннотация сериала в этом плане намного лучше:

Антон и Алина, Марк и Соня, Алекс и Катя — вчерашние школьники, которые только начинают жить по-взрослому, влюбляются, мечтают, строят планы на будущее, пока не случается страшная трагедия на вечеринке. Теперь им, их родителям и следователю нужно восстановить картину случившегося. Чем дальше заходит допрос, тем больше раскрывается проблем и тайн. Подростки растеряны и напуганы, а родители задаются вопросом: а хорошо ли они вообще знали своих детей?

Единственное -- родители не особо так и задаются вопросами, им как и было наплевать на детей, так и ничего не изменилось (хотя, возможно, что в сериале это прописали лучше).

Вообще то, что я читала эту книгу после Протагонист и Часть картины , стало скорее минусом, потому что эта книга просто повторяет их, когда те были оригинальными и самобытными.

От "Протагониста" (вообще связь с этой книгой и не отрицают, на букмейте это описывают как "Роман Аси Володиной («Протагонист») по мотивам сценария Екатерины Тирдатовой для сериала «Цикады»", что даже меня запутало) здесь и постоянные смены героев-повествователей, и разговоры о внутреннем мире героев, и предыстория каждого из них, как попытка объяснить поведение и травмы героев (забавно, что здесь всегда показывают только достаточно раннее детство героев). Но там это был ВУЗ, а не одиннадцатый класс школы, то есть другой мир, там героям не возвращали "микрофон", каждый успевал рассказать свою историю и это выходило интереснее, там была ярче идея, которую не делали похожей на типичные западные сериалы о подростках, где играют 16-летних актеры на третьем десятке, и не смешивали с миллионом побочных тем (от наркотиков до буллинга), как произошло здесь. Там было сразу понятно, что произошло, из этого не строили перемудренную интригу (ага, поэтому аннотация оказывается еще хуже -- здесь как только не заигрывают с этой тайной, там же это говорят так прямо, будто именно с этого и начнется книга).

От "Части картины" здесь и сам формат "размышления и обсуждения школьного быта в стенах ментовки", и очень сплоченный коллектив школьников (здесь на самом деле так и было, просто в эту сплоченную группу пара героев никак не вписывалась, что только лучше показывало привычку остальных), и учительница, которая была на одной волне с учениками, хотя и была отдельно от них, и некое событие в конце долгого рассказа как апогей конфликта. В "Части картины" было больше политики, больше историй, но один повествователь, поэтому книга более однородной.

При этом дух времени, стиль повествования, раскрытие героев, литературные отсылки (например, песенка про зеленого кузнечика) -- всё то, что работало с сюжетом, но не было им, сделано отлично и мне очень понравилось. Так что это все-таки было той книгой Аси Володиной, которую я хотела прочитать.

Кстати, в книге будет упоминаться один мем, который на самом деле очень даже жизненный для тех героев:
2a7674f934309ec1fa5d85d67587d31e.jpg
Но у того мема есть и другие версии, например, эта:
LPNZtip-eULzK-NlhoK3TjRe5qiDpZ-gE5tzD2wA
И это был бы happy end.

Книга прочитана в рамках игр в 《МОПС》 и игры в 《The Orilium Academy》