Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

30 марта 2024 г. 12:29

135

3.5 Сказка о знаменитом эмире народа немей.

Карл Май относится к рассказчикам с богатой фантазией. Сочинять он любил с детства и делал это настолько искусно, что многие верили в выдуманные истории. Биография писателя не менее интересна, чем его романы. Карл Май часто был судим за воровство и мошенничество, проведя в тюрьмах Саксонии в общей сложности 12 лет. Он публично утверждал, что имеет степень доктора, предъявляя поддельный документ. Во время работы над приключенческими романами, перевоплощаясь в придуманных героев, он терял нить реальности и мог заявить, что знает 1200 языков и диалектов или уверять, что командовал войском апачей...

Первый свой рассказ из "Восточного цикла" Карл Май отнес в редакцию католической газеты "Немецкая сокровищница" в 1880 году. Данный роман (Durch Wüste und Harem) автор начал писать в 1892, повествуя о местах, в которых раньше не бывал. Впервые путешествие на Восток Карл Май совершил в 1899—1900 годах, при этом с ним дважды случался нервный срыв. Вот как сообщает об этом Википедия:

Биографы Карла Мая Ганс Вольшлегер и Эккехард Барч предполагают, что эти проблемы возникли в результате «несоответствия грубой реальности миру его фантазии». Другими словами — он увидел на Востоке совсем не то, что ожидал. Май справился с кризисом без помощи докторов.

На основании вышеизложенного вступления можно судить о романе как о приключенческом, основой которого стали писательские фантазии, а место героя занял воображаемый Карл Май, немецкий писатель-путешественник. Вот как представляет хозяина его слуга Хаджи Халеф Омар: "Это Кара бен Немей, большой ученый из западных стран, умеющий говорить с птицами и читать на песке. Мы совершили уже много крупных дел. Я — его друг и слуга, а кроме того, должен обратить его в истинную веру". Читателю на каждом шагу будут напоминать о христианских добродетелях героя, вернее, сам Кара бен Немей будет неустанно повторять, что он христианин, проповедуя: "не убий!", "не укради!", "возлюби ближнего", "прощай врагов своих"... Он верный друг и великодушный воин, смелый охотник и отважный путешественник, его поступки благородны, а слова наполнены мудростью. Не герой, а эталон для подражания.

Я всегда боролся за добро и справедливость, против всего, что не право и ложно.

(В скобках замечу, что обманывать он тоже горазд, если вспомнить удаление зуба или путешествие в Мекку).
Герой прощает обиды и предательства, отпуская врагов. Он не вершит правосудия - для этого существует закон. Только на Востоке другие законы. Не стоило бы Кара бен Немею соваться в чужой монастырь со своим указом. В результате отпущенные с наставлением "ступай и не греши" разбойники продолжали грабить и убивать путников и беззащитных людей. Смущало и то, что христианин не поднимает руку на человека, а потому убивает лошадь под ним (если разбойников шестеро, то от пули погибает шесть лошадей). Животных в этой книге уничтожают без зазрения совести.
Признаюсь, многие эпизоды своей неправдоподобностью вызывали улыбку (горазд Карл Май сочинять!). Кара бен Немей слишком смело разговаривает с шейхами, эмирами, хаджами, легко заводит друзей в любом лагере (часто хитростью и лестью), получает дорогие подарки (коня, оружие) и даже принимает назначение стать генералом в войне хаддединов с обеидами, абу-хаммед и джовари. Он за два дня вышколил бойцов, разработал стратегию и практически примирил племена, провернув победную кампанию...

При помощи нехитрых манипуляций со своим героем, автор демонстрирует преимущество христианского вероисповедания и европейского образования. Стоит персонажу хотя бы частично исповедовать христианство, как это делали "поклонники дьявола", и он поднимается на ступеньку выше остальных.

Конечно, обычные люди не обладают такой ясностью религиозных взглядов, как пир Камек, но, сравнив их с двуличными греками, безнравственными торгашами-армянами, мстительными арабами, ленивыми турками, лицемерными персами и разбойными курдами, я научился уважать «поклонников дьявола», понапрасну столь дурно ославленных.

Автор пишет о всеобщей несправедливости, царящей в странах Востока. Здесь разбойники оказываются хорошими знакомыми паши, "ведь вора выгоднее оставить в живых, чтобы постоянно вытягивать из него деньги".

Женщина здесь должна делать все, мужчина же — ничего, только лишь скакать, курить, грабить, воевать, болтать и бить баклуши.

Понимаю, что книга устарела и приключения смотрятся наивно, герой скорее сказочный, выводы автора ограничены. Чтение не раздражало, но чувствовалась затянутость повествования. Некоторой атмосферности придавали красочные описания пейзажей или событий (пересечение Шотт-Джерида) и восточные мудрости: "Болтливый человек подобен разбитому горшку, который никому не понадобится, потому что ничего не сохранит" или "Кто слишком быстро берется за дело, тот медленно достигает цели".
Советовать книгу не буду.

Книга прочитана в игре Собери их всех!, группах ЧКВ, Книжный винегрет.