Больше рецензий

31 марта 2024 г. 16:45

201

4.5

В третий раз читаю Мьевиля и в третий раз поражаюсь, насколько сногсшибательная фантазия автора может изменить самый банальный сюжет. По сути, "Рельсы" – совершенно обыденный приключенческий роман-взросление. Главный герой – юный Шэм отправляется в свою первую экспедицию на поезде-кротобое. Он познает мир, учится общаться с окружающими, формирует свои убеждения и ищет свое призвание. Чем дальше, тем больше история становится похожей на квест – опасная находка и пара неожиданных знакомств вовлекают Шэма в бесконечную череду поисков, похищений, побегов и преследований. Было бы банально, если бы не потрясающий мир, на фоне которого разворачиваются события.
Рельсоморье. Бескрайнее пространство, пронизанное частой сетью рельсов, по которым движутся самые невообразимые поезда. Пропитанные кровью и потом кротобои. Увешанные неопознанным утилем сальважиры. Двух- и трехпалубные неповоротливые махины товарняков. Ощетинившиеся всевозможным оружием пиратские машины. Отвратительные поезда рабовладельцев. Поезда из дерева, пластика, металла, с впряженными диковинными зверями и птицами, движимые легкими парусами, педалями или скрытыми механизмами. Поезд в этом искореженном мире антиутопического стимпанка – не просто средство передвижения, это образ жизни и сама жизнь. А как иначе, если даже пара шагов по рыхлой почве приведут либо к быстрой гибели в пасти очередного мутанта, караулящего под землёй, либо к медленной смерти от токсического или радиационного поражения. Очень атмосферный и колоритный мир, напоминающий то ли бесконечную свалку металлолома, то ли разросшуюся Зону братьев Стругацких (неслучайно автор упоминает их в благодарностях).
Снова, как и в прошлом прочитанном романе Мьевиля, меня держал не сюжет (он особенно захватывает лишь в последней трети книги), а дозированная информация о мире. Автор крайне скупо сообщает новые факты, каждый из которых порождает целую волну догадок и предположений. Финал, конечно, не оглушителен, но вполне логичен в контексте рассказанной истории. По вызванным эмоциям мне почему-то напомнило дилогию "Черновик"/"Чистовик" Лукьяненко, особенно момент озарения, когда герой наконец-то понимает, что скрывается там, куда он с таким трудом добирался. Вообще в книге много отсылок-аллюзий, моментально отгадывается пародия на Моби Дика с откровенным стебом и легкие зарисовки на тему Стивенсона и уже упомянутых Стругацких.
Недостатки в романе относительные, лично мне не в первый раз у автора не хватает интриги примерно на середине книги. Поначалу шокирует каждая новая деталь об удивительном мире, но потом к этому привыкаешь, и в середине история слегка буксует, пока не начинается более активное действие. Однако неповторимые локации с устрашающими ангелами, холмоподобными кротами и арками из доисторических стиральных машин с лихвой компенсируют тривиальность сюжета.
P.S. А ещё в романе в особо пародийных и стёбных местах встречаются совершенно мозгодробительные языковые конструкции:

Я скрипела неведомо куда, зная, что сливочно-шерстный зверь опять избежал моего гарпуна и продолжает свой темный путь под землёй, противясь пристальному прочтению и разгадке своей тайны. В бешенстве я во всеуслышание закричала, что настанет день, когда я подвергну его острой и кровавой интерпретации.

P.P.S. А ещё я впервые за долгое время встретила в художественной литературе слово палимпсест и вдруг вспомнила филфаковскую шутку. – Что такое палимпсест? – Не волнуйтесь, вас не съест!
Вот только в кровожадном мире Мьевиля даже в этом нельзя быть уверенным наверняка)

Книжное путешествие
KillWish 13.1, мишень 1/5