Больше рецензий

Ms_Lili

Эксперт

и амбассадор книг, написанных на русском языке

31 марта 2024 г. 21:12

106

4

Луиза Эрдрич написала минималистичный роман в своем стиле, где духи соседствуют с живыми, и к счастью меня это не раздражает.

Книга рассказывает о женщине по прозвищу Туки. Туки - резкая по характеру женщина, взбалмошная и неглупая. Она вела беспорядочный образ жизни лет до 30, попала в тюрьму и отсидела лет 10. Это ее предыстория, но перед нами она уже предстает женщиной за 40, у нее счастливый брак, отличный муж, сложные отношения с приемной дочерью, работа в книжном магазине. Я не люблю сюжеты про работу в книжном магазине или библиотеке, мне почему-то претит ванильно-розовая атмосфера таких книг, но как вы уже поняли, Луиза Эрдрич умеет подавать для меня многие блюда в удобоваримом виде.

Туки преследует призрак бывшей покупательницы - немного шизанутой бабки, но на деле оказывается, что так-то Туки о многом нам забыла рассказать, и шизанутая бабка оказалась не такой уже и шизанутой. В общем, эта загадка с призраком умершей посетительницы и составляет основу книги, но это не все.

Действие книги происходит в 2020 году (это, кажется, первая книга Эрдрич о наших днях). И значит, героям предстоит столкнуться лицом к лицу с коронавирусом. Эта арка оказалась для меня более значимой, чем все остальные. Туки и ее семья испытывают страх и ужас перед пандемией, высчитывают свои шансы умереть, если заболеют, переживают за своих близких, переживают за свою работу. Когда заболевает муж Туки, она очень беспокоится и практически живет на парковке больницы, ведь вы помните, что навещать больных не разрешалось, а многие провели в больнице много времени. Я сама провела во время пандемии в больнице 5 дней из-за переношенной беременности, ко мне никого не пускали, и меня никуда не пускали, и это были ужасные дни. Тогда мне было стыдно жаловаться на изоляцию, но теперь я понимаю, что она нанесла мне более ощутимый удар, чем мне тогда казалось.

Об этом пишет и Клаус Пюшель в своей книге Мертвые могут нас спасти. Как вскрытие одного человека может спасти тысячи жизней . Это нон-фикшн от немецкого патологоанатома, и его последняя глава посвящена работе во время пандемии. Пюшель считает, что во время пандемии мы позволили панике захватить нас, и не все решения этого времени были мудрыми. Он говорит, что изоляция была слишком жесткой, и мы заплатили за нее слишком высокую цену, потому что изоляция это слишком серьезное испытание для человеческого вида, чья среда обитания это все-таки мир коммуникаций. Очень много людей умерли в одиночестве без возможности увидеть напоследок своих близких и родных, ведь многие из них в принципе длительное время находились в больницах или домах престарелых, многие из них хронически или тяжело больны, и поэтому в принципе часто бывают госпитализированы. Мой знакомый санитар рассказывал о том, что у него в стационаре иногда наблюдались случаи, когда у пациентов были странные симптомы, которые проходили тотчас, как только их выписывали. Санитар, конечно, мог приукрасить, но мне кажется, что мы действительно еще не осмыслили и не отрефлексировали то, что нам пришлось пережить во время пандемии коронавируса, потому что это все-таки уникальный и глобальный опыт, какого еще не было. И я рада, что Луиза Эрдрич поговорила со мной об этом.

Вот. Пандемия была в разгаре, когда произошло убийство Флойда, которое породило движение BLM. А наши герои как раз живут там же, где все и произошло. Герои наблюдали почти как в прямом эфире убийство чернокожего парня, которое было даже не столько жестоким, сколько беспечным и халатным, в смысле, этого человека можно было легко спасти, но этого не произошло из-за безразличия полицейского. Туки, ее муж и приемная дочь были очень потрясены этим, они также решились участвовать в протестах, хотя им было очень страшно (коронавирус никуда не делся ведь).

Параллельно с этим конечно герои книги общаются с духами предков, проводят магические обряды, и все это гармонично вплетено в их жизни.

Мне понравилось также, что Эрдрич очень редко упоминает книги поднадоевших классиков, зато очень часто современных авторов: Лили Кинг и ее Эйфорию, Атула Гаванде (я прямо удивилась встретить его, хотя он написал очень классный автофикшн о смерти и умирании), Донну Тартт и многих других, кого я сейчас не вспомню.

Заодно упоминается Луиза Эрдрич - Ночной сторож , предпоследняя книга Эрдрич. Я читала «Ночного сторожа» параллельно и не могла не отметить маленьких пересечений миров Эрдрич. Камео самой Эрдрич есть и в книге: писательница Луиза написала книгу о своем дедушке под названием «Ночной сторож», и пандемия настигла ее во время тура, в котором она презентовала свою работу. Кажется, она даже имеет какое-то отношение к книжному магазину, но я это уже упустила.