Больше рецензий

zalmasti

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 апреля 2024 г. 01:02

257

5 "Во всех вещах важен их конец."

Ему претит, с тревогой осознал он, непостоянство как таковое; сама идея, что все, что бы это ни было, заканчивается; то есть претит ему не что иное, как одно из главных условий жизни.

Не верьте обещанному в аннотации "триллер". Это не триллер, даже несмотря на сюжетную линию с попыткой разоблачения таинственной террористической организации (со всей её символикой, отсылающей к сатанизму), по могуществу почти равной высшим силам. По сути, эта линия вторична, как и политическая линия - предвыборная возня вокруг кандидата от партии власти (если вы не в курсе французских политических реалий, то кое-что придётся погуглить), да и какой-то особой "гущи политических интриг" тут тоже нет. Так что обещанному "политический" тоже не верьте. Впрочем, и семейной сагой, заявленной в аннотации, назвать этот роман можно только с очень большой натяжкой, если проигнорировать всё остальное, сосредоточившись только на жизненных коллизиях членов семьи Резон.

Как мне показалось, это - печальная история о смерти и жизни, полная размышлений о старости и немощи (как на микроуровне/человек, так и на макроуровне/европейская цивилизация), о страхе перемен, об одиночестве. История многослойная, неоднозначная, рассказанная в гипнотически тягучем ритме не самым простым языком, в тексте немало отсылов и слоёв, понять которые будет, наверное, сложно без понимания культурного контекста.

Ощущение внутреннего трагизма истории, переданное через размышления главного героя, через скупые диалоги, через описания (порой весьма поэтичные), не стало избыточно драматичным. Главный герой, Поль Резон, переходит от состояния "Земную жизнь пройдя до половины, /Я очутился в сумрачном лесу..." ( Данте Алигьери - Божественная комедия ) в начале книги до "Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти" ( Лев Толстой - Собрание сочинений в 22 томах. Том XXII. Дневники. 1895-1910 гг. ) к концу.

Тема внутреннего одиночества довольно заметна, пусть она и звучит не столь мощно, как тема конца пути. Упоминание "долины смертной тени" (Ветхий Завет, Псалом 22) встречается в тексте не единожды, что и не удивительно - автор размышляет не только о конце своей жизни, не только об упадке и скором конце прежней модели мира, но и о христианстве (о его наследии и месте в современной западной цивилизации), и о религии, как таковой. И о неприкаянности в этом неуютном мире непонятных и пугающих перемен.

– Мы же не были так уж созданы для жизни, правда?

Печальная мысль, он почувствовал, что она вот-вот расплачется. Может быть, в конечном счете этот мир прав, подумал Поль, может, им обоим вообще нет места в реальности и они просто прошли сквозь нее с испуганным недоумением. Но им повезло, очень повезло. Большинство совершает этот путь в одиночку, от начала до конца.

– Не думаю, что в нашей власти было что-то изменить, – проговорил он наконец.

Финал истории трагичен (но это, скорее, тихая грусть, без надрыва). И абсолютно логичен.

"В местности Камигата люди, выходя посмотреть на цветы, берут с собой завтрак в небольшой коробочке. Когда приходит время возвращаться домой, они бросают коробочку на землю и топчутся по ней ногами... Во всех вещах важен их конец." ( без автора - Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве (сборник) ).

Эта книга не поднимет вам настроение, не развлечёт, но она заставит думать. А, ведь, это - самое важное, не так ли?