Больше рецензий

bumer2389

Эксперт

Старая пиратка с табличкой "Сарказм"

1 апреля 2024 г. 09:12

476

4 Мощь литературной мысли или...

Что-то вы заигрались, ребята.
Я пришла сюда после фильма "Девятые врата". Ну да - сразу связь с экранизацией не очень улавливается...
Сеньор Артуро - автор-затейник, который каждый раз ведет с читателем интересную литературную игру. Это наше первое знакомство, и оно оказалось - довольно удачным.
Здесь читателя ждет полное погружение в мир книг и всего, что их сопровождает. Наш главный герой - Лукас Корсо, обладатель интересной профессии "Охотник за книгами". Это означает, что он добывает необходимые тома и издания заинтересованным коллекционерам. И сюжет будет фокусироваться на двух книгах: "Девять врат" (условно буду называть его так - там чуть длиннее название), средневековый трактат, автора которого сожгли на костре якобы за сношение (и даже соавторство) с дьяволом. Корсо необходимо будет проверить подлинность двух других сохранившихся экземпляров. И одна глава из рукописи "Анжуйское вино" Александра Дюма. Эти два сюжета переплетаются, как нити в шнуре, и приводят - к занятным результатам...
Сказать "литературный детектив" будет не исчерпывающе - но довольно емко. И я думала, что библиофилы - это коллекционеры книг, для которых первична форма: издание, переплет, бумага. Когда книги становятся объектами, а содержание - не суть важно. Мне понравились два авторских определения "библиоман" и "библиопат". Но нет - эти люди и читают тоже, и книга переполнена литературными цитатами, отсылками и аллюзиями. Больше всего мне понравилась идея - переписывания Герман Мелвилл - Моби Дик, или Белый Кит . Но самая явная аллюзия и основа - это, конечно, Дюма в общем и Александр Дюма - Три мушкетера в частности. Я-то думала, что "Клуб Дюма" - это что-то вроде клуба тех американских старичков, которые вот уже много лет разбирают "Улисса". Во всяком случае, одна глава была посвящена подобному клубу, когда один интеллектуал многословно объяснял собравшимся слушателям смыслы и тайны Дюма...
Не знаю, будет ли время у читателя скучать. Наверное, будет. Книга довольно многословна и с вязковатым началом. Но если через него продеретесь - она не замедлит вас вознаградить. Вместе с Корсо читатель побывает в Испании, Португалии и Франции, узнает много библиотечных и литературоведческих терминов, будет рассматривать (три раза нам это предстоит) старинные гравюры... При этом - образ главного героя я затруднюсь даже вычленить. Вроде автор рисует его - агентом, который, несмотря на образование, опыт и некоторую любовь к литературе, все-таки делает это за деньги. Особенно к концу все чаще и чаще автор сравнивает его с волком. Но при этом - не лишает человечности и даже сентиментальности. Он может не блестяще выйти из схватки, порой срывается в ностальгию и вспоминает ушедшую возлюбленную. И даже интимная сцен описана - хоть и упоенно, но - не без иронии. Возраст - что тут скажешь...
Поначалу доминировала линия "Девяти врат". Корсо изучал книги, рассматривал гравюры, составлял таблицы. Но скоро линия Дюма стала ее догонять, потому что автор вписал в мир своей книги аналоги миледи, Рошфора и Ришелье. И перед его изобретательностью - я снимаю воображаемую шляпу - лихо, дерзко, интересно. Хотя - не очень я люблю чрезмерно самоуверенных героев, и сказала бы им: заигрались вы, товарищи. Одно дело - разгадывать смыслы Дюма и изобличать его соавторов, другое... И таинственная девушка Ирэн Адлер... Совсем не Шерлок Холмс наш герой, вот нет.
Не скажу, что это чистый детектив, пусть и литературный. Две линии тесно переплелись и перекрутились - и уже не хочется их разъединять. Тяжело было вливаться в повествование, да и порой герой чересчур предавался многословной меланхолии. Но мне понравились - и стиль автора. Порой прорывалось нечто прекрасно образное вроде

Луна цвета шелка-сырца

И его дерзкие аллюзии и аллегории - которые становятся очевидны, когда их уже разжуют. По фильму я бы сказала "Код да Винчи" в мире книг". Но книга - копает гораздо глубже. Поэтому посоветую - любителям необычной литературы, загадок, путешествий и тайн. Ну и конечно - книг) Только пусть это не переходит в библиопатию. Конечно, мощь литературного воздействия на неокрепший ум способна породить миледи - но последствия вы можете прочитать в книге.
*Забавное наблюдение. Кульминация книги разворачивается - в ночь с 31 марта на 1 апреля, которое выпадает на понедельник. И дочитывала я книгу - ровно в такие же воскресенье и понедельник я книгу дочитывала. Совпадение?)
P.S. Фильм "Девятые врата" я посмотрела - наконец-то, раза с 4го. Это детище Романа Полански - и можно сказать, что его в большей степени. По названию можно понять, что все сосредоточено на "дьявольской книге", а вся ветка с Дюма вырезана практически скальпельно - и не сказать, что повествование сшито бесшовно. Поэтому и вышел детектив, практически триллер - с нагнетанием мистической атмосферы. Но... Фильм - продукт своего времени,и графика немного подводит. А некоторые эпизоды - вышли даже случайно комическими, злодей выглядят карикатурно, а в одном эпизоде Джонни Депп - заставил меня смеяться в голос. Ох уж эта его мимика...
В общем, вот это - хороший пример, когда экранизация вообще не считается. Где-то режиссер берет целые куски книги, но как минимум вырезана целая ветка, да и конец расширен. А как без Дюма можно было обойтись?