Больше рецензий

1 апреля 2024 г. 12:36

178

3.5 Книга, которая показывает, что человек зачастую сам создает ад внутри себя

Роман вызвал у меня неоднозначные впечатления.
В центре произведения Гарри Галлер, внутри которого борются две личности. Гессе писал роман, используя прием «потока сознания», который предполагает слияние мыслей, чувств, впечатлений, воспоминаний, передающихся с помощью зрительных, звуковых, слуховых ассоциаций. Это значительно затрудняет чтение, мысли героя резко перескакивают с одного на другое, путаются и сменяются.

Жизнь главного героя словно разделена на до и после. Он не может спокойно пережить разрыв с женой, которая заболевает шизофренией, войну. В романе присутствует личная боль самого Гессе. Автор пытается понять, почему шизофрения - это болезнь, ведь в каждом человеке могут ужиться и 15 личностей.
Итак, Гарри борется со Степным волком внутри самого себя. Ему почти 50 лет, и он не может понять, в чем смысл жизни. Степной волк - это метафора, его вторая личность. Сам Гарри презирает мещанство, хотя раньше сам придавал значение каким-то материальным вещам, отдыху, развлечениям. Он ненавидит себя за то, что смог приспособится к жизни после войны. Он в целом ненавидит людей, которые приспосабливаются к чему-либо. Это человек крайностей. Ему не подходит тихая, мирная жизнь  где-то «посередине», «без яростных бурь и гроз». Однако в то же время мещанство вызывает в нем теплые чувства. Именно поэтому Гарри снимает дом, где пахнет вкусной едой, любуется лестничными пролетами и цветами. Его тянет к прошлой мещанской жизни, но его внутренний волк презирает его за это.
Герой бежит от удовольствий, от самого себя и наказывает себя тем, что его степной волк доминирует над другой (второй) личностью, убеждает, что необходимо покончить с такой никчемной и бессмысленной жизнью.

Внезапно появляется таинственная девушка, которая является полной противоположностью Гарри и буквально берет его под свое крыло. Гермина, в отличие от Гарри, умеет наслаждаться жизнью. Она учит его различным видам танцев, заставляет посещать рестораны и кафе, общаться с другими людьми, учит принимать себя и свои желания, выходить за придуманные им же самим рамки.

Кульминация романа - это магический театр и появление Моцарта, которым так восхищается Гарри Галлер. И именно Моцарт раскрывает герою тайну жизни - жизнь нельзя воспринимать слишком серьезно: «Вы должны жить и должны научиться смеяться… должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни и смеяться над ее суматошностью». А именно это презирает и отрицает личность Степного волка.
Неоднозначен и финал произведения. Думаю, каждый читатель трактует его по-своему.
В целом, роман Гессе учит тому, что к жизни нужно относиться проще. Автор сравнивает жизнь с игрой, где каждый устанавливает свои правила. Еще одна важная мысль произведения - то, что в каждом из нас живут несколько личностей, которые постоянно борются друг с другом. Так, Гарри, подчиняясь личности Степного волка внутри себя, избегая людей, мелких радостей и развлечений, сам создает внутри себя ад. Именно также зачастую поступают люди в реальной жизни.