Больше рецензий

1 апреля 2024 г. 12:56

120

3

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения рассказа "Олалла", в котором смешались сразу и инцест, и постепенное вырождение целого рода, и даже намеки на вампиризм, которые не получили толком никакого развития. У меня невольно сложилось ощущение того, что автор сам до конца не понимал ЧТО он хочет от произведения и от своих героев. А когда ни одна из ключевых идей не выстрелили, то он просто свернул все к банальному христианскому смирению как великой благодетели, которой внезапно решил следовать центральный персонаж произведения.

Мне история скорее не понравилась, нежели понравилась. Скажу так - интересные моменты в ней, несомненно, были, но слитый финал и небольшой объем произведения сделали свое дело. Я не могу назвать рассказ любимым, и желания перечитывать его снова у меня не возникло. Достаточно разового прочтения для знакомства и расширения общего кругозора. Но не могу не удивиться в очередной раз тому, насколько разные были темы у автора, и как смело он хватался за такие спорные байки.

Правда, насколько я вижу, качество тоже хромало от произведению к произведению, но, впрочем, нужно понимать, что писатели иногда пишут не под тенью своей музы, которая вдохновила их, а лишь потому, что хочется кушать. И счета оплатить. А мясник, этакий скряга, отказывается выдавать мяса, так как в его лавке долг и так уже перерос за энную сумму. Вот и приходится браться даже за сомнительные проекты, которые точно разойдутся как горячие пирожки, порадуют публику, и позволят человеку выдохнуть и пробыть на плаву еще некоторое время.

А дальше... Да кто его знает, что будет дальше? Может быть к этому времени в голове писателя родится гениальная идея, или, наконец, он допишет роман, который уже несколько лет как не сдвигается с мертвой точки, потому что вечно нет времени. А когда появляется время, то нет никаких мыслей о том, куда дальше вести персонажей. Проблема : )

Не поймите меня неправильно, друзья - я не имею ничего против творчества Льюиса Стивенсона. В целом оно мне даже нравится, а его "остров сокровищ" я считаю бессмертной классикой. Просто не все его повести и рассказы мне заходят. И "Олалла" один из печальных примеров, когда кроме красивого слога в истории больше ничего нет. Да, фантик красивый и приятного шуршит в руках. А вот начинка пресная и немного засохшая.

А конфеты мы все-таки покупаем ради вкуса, а не ради фантика, верно?

Поэтому колоритный слог писателя не спасает рассказ, как бы сильно мне не хотелось написать обратное. Впрочем, это лишь мое частное мнение, и со мной можно не соглашаться : ) Я пишу только отзыв, а не делаю курсовую работу на тему наследия Стивенсона с цитатами и ссылками на дневники или воспоминания его современников, которые бы могли пролить свет на причину появления этой истории. И почему она получилась именно такой.

Рассказ строится вокруг бывшего офицера, который нуждается в отдыхе и восстановлении после ранений. Знакомый врач, осведомленный о его проблемах и характере, предлагает его заманчивую сделку, которая может заинтересовать мужчину - есть некий род дворян, которые кичатся тем, что они ведут свою родословную от некогда великих предков. Но в силу экономических проблем, несправедливости мира и ужасных плебеев, которые не хотят склонять перед ними головы, они нуждаются в деньгах на жизнь, на ремонт своего обиталища. Да на жизнь, короче говоря. И потому они готовы "терпеть" наличие постороннего человека в доме.

Но на определенных условиях.

Условия мужчине показались более чем приемлемыми - он должен есть отдельно от них, избегать общения с ними, и если ему на глаза попадает кто-то из членом семьи, то он должен поспешно ретироваться, чтобы не мешать владельцу помещения. Не то, чтобы он так сильно горел общением с незнакомыми людьми, которые сразу обозначали свое отношению к невольному "гостью" в их доме. К тому же цена за комнату была не слишком большой, а потому он не видел никакого смысла отказываться от предложения.

Позже, как вы понимаете, он познакомится со всеми членами семьи, и лично убедиться в том, насколько сильно развиты у некоторых из них отклонения. Будучи здоровыми в физическом плане, они были поражены умственно, и им можно было только посочувствовать за такое вырождение. Хотя оно и происходит несколько иначе, спишем это на художественные условности. И на то, что автор никогда не утверждал, что он великий медик, который разбирается в подобных вещах.

Он хотел показать в своем рассказе вырождение рода именно через умственные способности, и даже подвел к этой мысли путем монолога с помощью дочери владельца дома, с которой мужчина не только подружится, но и закономерно влюбится. Почему я пишу "закономерно"? Потому что таковы правила прозы этого периода, и Стивенсон не стал их нарушать. Если есть какая-то барышня, которая недоступна для глаз персонажа, но он знает о её существовании, то, во-первых, они ОБЯЗАТЕЛЬНО встретятся. А во-вторых, герой должен в неё влюбиться. Потому что читателю любят романтические истории.

Именно её устам принадлежит рассуждение о первородном грехе, который отображается в умственном вырождении её семьи за постоянные смешивания крови с близкими и дальними родственниками. А чтобы её слова были более убедительны, она даже покажет семейные портреты гостю, который с изумлением будут вынужден согласиться в том, что они действительно похожи на своих предков. Которые, в свою очередь, были похожи на более дальних предков.

Единственная причина, по которой они еще не выродились окончательно, заключается в том, что их матушка вступила в постыдную связь с человеком не дворянских кровей. И только эта кровь позволила её детям родиться физически здоровыми, но с определенными умственными отклонениями. Которые есть даже у самой матушки. В частности, она звереет при виде крови, и судя по всему думает, что она вампир.

Даже местный священнослужитель, являющийся весьма начитанным и прогрессивным человеком, верит в сплетни о том, что этот род проклятой жаждой крови. То есть, да, их сложно назвать нормальными людьми, это действительно так. Но не потому, что среди них есть вампиры. А лишь потому, что инцест никогда не приводит ни к чему хорошему. Особенно когда это происходит на протяжении многих поколений, а не просто случайная связь по незнанию.

"Олалла" - это рассказ про вырождение семьи, которая уже не способна скрывать свои особенности. Дети которой хотят прекратить мучения своего рода, но будучи христианами по религии, вынуждены нести на себе крест и грехи своих предков, чей облик они приняли после рождения. Да, местные персонажи несколько странно понимают первородных грех, и проводят параллели там, где их явно не стоило бы делать, но суть немного в другом.

Здесь показано противостояние и желание прекратить существование себя как носителя греха против "искренней любви", которая возникла между мужчиной и девушкой. А упомянутый выше вампиризм матушки так и не был развит, и я считаю его откровенно слитым и даже неуместным в плане введения в сюжет. Зачем он был нужен, если не получил никакого развития?

Произведение явно вымученное и скомканное. В чувства героев я не верю от слова вообще. Это настолько наигранно и клишировано, что даже скулы сводило от желания блевать радугой. Финал крайне странный. Спасибо и на том, что он есть, но я действительно не понял экспрессивность героя, которая была подчеркнута писателем.

Скажу так - читал я и более интересные произведения про странную семью, которую осторожно обходят стороной местные жители и шепчутся у них за спиной. А тут даже не было никаких трупов или странных ночных гостей. Просто больные люди. Которые сами прекрасно знают о своей проблеме и её причине.

С легкой опаской ставлю три балла из пяти. И то честно признаюсь в том, что балл я накинул за самого писателя. В честь уважения к нему.

Читать или нет? Решать только вам, друзья.