Больше рецензий

1 апреля 2024 г. 19:13

103

3.5

«Светила» Каттон создала в 28 лет. Новозеландская писательница, самая молодая обладательница «Букера», кстати, с самым длинным романом.

Действие разворачивается в Новой Зеландии, что сулит любопытный колорит. В небольшом городке Хотике, где живут золотодобытчики, происходит ряд странных событий: приезжает политик Лодербек, который стремится получить важный пост. По пути он находит труп в домике местного отшельника-пьяница Кросби Уэллса, спасает полумертвую представительницу древней профессии. В городе его ждет очередная загадка: пожалуй, самый богатый и удачливый на приисках парень исчезает из собственного дома. Параллельно с этим во время шторма к берегу причаливает мистер Мади, мечтающий намыть «билет домой». Он отрекся от подлецов отца и брата, пьющих, гулящих и бросивших супругу-мачеху в Лондоне. Мади попадает на постоялый двор «Корона», где 12 персонажей условились встретиться, дабы обсудить происходящее вокруг (грузоперевозчик Томас Балфур, тюремный капеллан Девлин, судебный делопроизводитель Обер Гаскуан, золотой магнат Дик Мэннеринг, аптекарь Джозеф Притчард, туземец Те Рау Тауфаре, банковский работник Чарли Фрост, газетный издатель Бенджамин Левенталь, отельер Эдгар Клинч, кузнец Джонни Цу, комиссионер Харальд Нильсон, «шляпник» Су Юншен.). Мади узнает предысторию его появления, делится тайнами, становится незримым наблюдателем, а затем и адвокатом Анны и Стейнза.

Это история в условном ограниченном пространстве напоминает герметичный детектив, сдобренный традициями английских романов о небольшом городишке.

У каждого героя свои скелеты в шкафах, от обилия которых на финальных страницах бедный читатель ощущает себя на кладбище литературных сюжетов. Все загадки будут понятны лишь в конце, когда состоится грандиозный суд сразу над Эмери Стейнзом, Анной Уэдерелл и Фрэнсисом Карвером.

Особенности:
• Событие построено на движении планет. 12 знаков зодиака, 7 планет, 2 светила (Солнце и Луна). Автор рассчитала гороскопы, описала характеристики в соответствии с ними. Каттон высчитывает движение небесных тел в период описываемых событий (с 27 января до 20 марта) и выстраивает текст в зависимости от лунных циклов. Несильна в этом, не могу сказать правда или фикция.
• Ближе к финалу в повествование вливается водица, прямо как из песни Бузовой, так не годится: спиритические сеансы, натальные карты, гадания, ментальная связь родственных душ и т.д.
• Круто проработан исторический пласт, много исторических деталей (60-е года XIX) из жизни курильщиков опиума, старателей и т.д.
• Замедляется время, погружаешься в темп жизни.
• Стилизация под викторианский детектив, но без присущего ему очарования.
• В романе нет стариков и детей, больница упоминается вскользь, как место, куда идут умирать.
• Герои слишком проработанные, но не живые, скорее досье.
• В романе 12 частей, каждая становится все короче. Записи перед главой то содержат пересказ, то дополняют основное содержание.
• Темп постепенно ускоряется, предложений становится меньше. Зачем в самом начале было такое многословие?
• Поэтичности (которую многие хвалят) не заметила.
• Нет главного героя, повествование перетекает от одного к другому.
• Критики именуют «новозеландский «Твин Пикс».

Неимоверно скучно, затянуто. Не все сюжетные линии стыкуются, осталось больше вопросов, чем ответов: что за призрак в трюме? Откуда взялись голоса в голове Анны и Стейнза? Куда пропало пристрастие к опиуму? И др. Намудрили с интригой, словно латино-американский сериал. Нет ощущения завершенности тканого ковра, словно обещали волшебные узоры, а в итоге сидишь с перепутанными мотами нитей в руках и пытаешься сам найти верный ритм узелков. Не понимаю общего помешательства на романе, автор получила больше удовольствия от написания, чем я от прочтения. Форма интересная, но пока что дальше знакомиться с автором (в перспективе) не тянет.

картинка FA