Больше рецензий

2 апреля 2024 г. 05:45

129

5

Еще не построены стены, которые могли бы остановить Серафима, даже если это стены драконьей пещеры…

… и способно ли вообще что-то убить его, полусильфа-получеловека?

Итак, представьте себе средневековый готический город, высокие острые шпили упираются в небо, по улочкам и площадям стелется густой серый туман. Ледум - второй самый влиятельный центр полисов, окружённый восьмью защитными башнями, медленно пробуждается под действием холодного немилосердного рассвета. Седые облака клубятся, скрывая в себе овальные корпуса дирижаблей. Лучи восходящего солнца лишь на миг пробиваются сквозь облака… и угасают, уступая место серой промозглой влаге – дождю. Крупные ледяные капли падают прямо в туман, оставляя на камнях дорог тёмные пятна, они стучат по крышам, стекают по стенам длинными мокрыми линиями и падают на широкополую шляпу идущего сквозь туман человека. Поступь его легка, он хорошо сложен, в нём одновременно чувствуется нечто воздушное и приземлённое, он похож на мастера боевых искусств, познавшего наивысшую точку внутреннего покоя. В какой-то момент порыв ветра срывает шляпу с его головы, и волна ярко-рыжих волос ускользает следом вместе с каплями дождя – за миг до того, как изящная рука точным движением удерживает шляпу и возвращает её на место.

Его волосы - яркая вспышка, подобно мелькнувшим лучам, является и исчезает.

Такова была моя первая и до сих пор неизменившаяся ассоциация с «Ювелиром» Натальи Корневой. Нечто эфемерное, как вторая ипостась Серафима, и логично-приземлённое, как первая.

Что ж, мир книги огромен, и он по-настоящему уникален. В основе своей – это стимпанк. В полном антураже средневековья у нас преобладают почти современные условия жизни: это и водопровод, и летательные аппараты – дирижабли, и электричество местами. Но это одновременно и фэнтези со всеми возможными расами от людей до драконов, с магией, хоть и не в том смысле, в каком мы обычно это понимаем. Магия здесь – математика, связанная с драгоценными камнями, это точная наука, требующая усилий, знаний, умений и конечно предрасположенности. На магии камней строится жизнь полисов – городов людей, на родовой магии строится жизнь других рас, хоть о них тут сказано и мало. Зато о людях много, и они, как, впрочем, и всегда - не на высоте. Пороки, алчность, жажда власти - всё это более частые гости в городах людей, чем благородство, честь и верность.

Но вернёмся к главному.

Кто же такие ювелиры? Нет, это не маги, способные управлять камнями, это ремесленники, умеющие добыть, изготовить и использовать драгоценные камни. Делают они это в основном на заказ и часто способами весьма незаконными. Таков и наш главный герой Себастьян по прозвищу Серафим. Неуловимый, лучший в своём деле нелегальный ювелир. Его путь тернист и опасен, его преследует смерть и во сне, и наяву, но всё заканчивается, когда ему делает заказ глава официальных ювелиров Ледума. Да, в этот момент всё заканчивается и становится ещё хуже.

Это история о предательстве, дружбе, обмане и любви, о том, как важно отпускать прошлое и о попытках не испортить будущее поступками в настоящем. Это история о смелости, отваге, честности и бескорыстии. О преданности и отсутствии выбора.

В «Ювелире» через всю канву повествования чётко идёт детективная линия, которая лишь частично даёт ответы на все поставленные вопросы. Но не стоит думать, что книга обрывается на самом интересном. Сюжетная арка первой книги завершена, но лишь внимательный читатель сможет уловить, что расследование тут двойное. Себастьян принимает заказ от главы ювелиров, но здесь он сначала расследует, впрочем, вынужденно, не дело о покушении на лорда Ледума, а своё. Да-да, он расследует себя, свою жизнь и ту сеть внутренних и внешних конфликтов, которая сплелась в целом и в общем от его личного недосмотра. Себастьян умён, ловок, талантлив, он обладает всеми достоинствами, он внимателен, ничто не ускользнёт от него… но увы, невозможно быть полностью идеальным. Всегда есть слепое пятно, которое не замечаешь, потому что или свыкся с ним, или это слишком болезненная вещь, чтобы вывести её на свет. Часто ложь самому себе более лёгкий путь, хотя Себастьян лёгких путей и не любит. Вот так, удерживая рядом своё прошлое, удерживая в себе боль, Себастьян создал рычаг давления для врага, рычаг, который легко мог его погубить, и не единожды. Кажется, его близкий друг - служитель церкви говорил как раз об этом в их последнюю встречу, но для этих слов действительно было уже слишком поздно.

Мне очень понравился Себастьян своей живостью, своими взглядами, своей историей. Он настоящий живой и в то же время немного потусторонний – видимо сказалась его сущность сильфа.

Софи – девочка, набивающаяся к Себастьяну в ученицы, милая и красивая не показалась мне ни подозрительной, ни глупой. Она была вроде бы и живым персонажем, но в ней будто бы чего-то не хватало… до самого конца не хватало, а потом всё сошлось. Красивые женщины опасны, красивые и хитрые – вдвойне, а красивые, хитрые и умные – равны смерти для того, кто является их целью.

Стефан, второй ювелир, неумелый, неуклюжий, несчастный, которому однако же всегда удаётся доставать где-то деньги и при этом успешно скрываться. Все мои догадки на его счёт оправдались в конце, я заранее, сама того не ведая, предположила правильный вариант его реальной работы. (Это не недосмотр автора, я люблю угадывать, и часто подтверждение моих догадок - это не плохо, а напротив признак логики и хорошего построения сюжета).

Самое пристальное внимание, после Серафима, заслужил сам лорд Ледума. Властный, неприятный мне человек, к которому я относилась с предубеждениями с самого первого его появления. И именно он внезапно раскрылся в своей истории совершенно с другой стороны. То, что не начинается, то и не кончается… само рождение является залогом смерти… - вот его рассуждения. Он вступил в бесконечную игру, ставка в которой совсем не жизнь, а его собственный рассудок. И участь его незавидна, я думаю.

Что же касается самого названия. «Тень Серафима». Я строила предположения, догадки, самые немыслимые теории, но как всегда самое простое оказалось слишком сложно именно потому, что просто. Здесь не буду спойлерить, но смысл этой фразы «Тень Серафима» я уловила в четырёх вариантах.

По итогу могу сказать, что история полна замечательными глубокими цитатами, красочными описаниями, трогательными сценами, яркими сражениями и пугающими тайнами. Читается медленно, но не от того, что слог тяжёлый или скучное повествование, а потому что каждый момент хочется смаковать и перечитывать и представлять это в голове. Написана приятным простым языком – лёгкость, эстетика и яркий визуальный ряд присутствует. С тем, как эта история представляется в воображении, никакие арты не сравняться. Самые запоминающиеся для меня моменты – это исчезновение и изящный уход через окно, встреча со стражами дракона у цветущих вишен под падающими лепестками, а затем застывающий город, превращающийся будто бы в волшебный леденец на морозе.

Книга подойдёт любителям стимпанка, магических детективов, фэнтези и, конечно, драгоценных камней. А обложка от издательства – дополнительное эстетическое удовольствие.