Больше рецензий

3 апреля 2024 г. 00:00

114

3.5 Таинственное пламя царицы Лоаны, или небанальная автобиография

Как это часто бывает с произведениями Умберто Эко, название имеет крайне опосредованное отношение к сюжету романа. Царица Лоана и ее пламя мимоходом проходят в повествовании, наряду с другими героями литературных произведений, в огромном количестве присутствующих в книге.

По сюжету главный герой, немолодой уже мужчина 59-и лет приходит в себя на больничной койке с полной потерей памяти. Его супруга (которую он, естественно, тоже не узнает, приходиться верить на слово) рассказывает ему, что его зовут Джамбаттиста Бодони (но все называют его Ямбо, что немудрено с таким непроизносимым именем), он женат, имеет двоих детей и столько же внуков, живет в Милане, владеет букинистической лавкой. Среднестатистический образованный итальянец, не был, не выезжал, не привлекался. Однако, ничего не помня о себе, он знает как чистить зубы, водить машину, звонить по телефону и делать кучу обычных бытовых вещей, т.е. социальная память осталась неповрежденной. И еще, он помнит практически все, что усвоил за время чтения в течении всей своей жизни. А будучи букинистом, как вы понимаете, это немало. Так что цитатами нас будут потчевать на протяжении всего повествования. И да, туманам там отведено особое место.

В надежде обрести себя и восстановить память он уезжает в родовое поместье - городок с названием Солара, где прошло все его детство и часть отрочества. Там, разбирая свои старые вещи (в основном книги, комиксы, пластинки, школьные тетради и учебники) он по крупицам должен воссоздать свою прошлую жизнь и вернуться в настоящую. Удастся ему это? Вряд ли вы догадаетесь.

По сути это автобиографический роман самого Умберто Эко. Только маэстро не стал писать банальные мемуары. Он обыграл описание своей жизни путем ее воссоздания с помощью произведений литературы и искусства. Все исторические события, на кои был богат 20-ый век раскрываются (по сюжету вспоминаются) посредством чтения книг, комиксов (оказывается Италия тоже не избежала сей участи), прослушивания пластинок. А событий было немало. Довоенное время, Муссолини, фашизм, война, сопротивление, капитуляция, послевоенная Италия и т.д. Причем официальными героями юных итальянцев того времени были парни в рубахах черного цвета. Да, здесь огромное количество итальянских книг, песен, фильмов и всевозможных театральных и радиопостановок, о которых мы ни разу в жизни не слышали и не сможем их идентифицировать, но автор же итальянец в конце-то концов, странно если бы было по другому.

Вообще, жизнь с потерей памяти такая себе штука. Вот пример. После больницы Ямбо в первый раз наведывается в свою букинистическую лавку. И застает там за работой свою ассистентку - юную пшечку Сибиллу, иммигрантку из Варшавы. Глядя на ее белокурые локоны, стройную девичью фигуру, глубокое невинное декольте к нему приходит стойкое понимание, что он определенно должен был ею интересоваться как мужчина. Что же делать? Спросить или намекнуть - как-то страшновато и неудобно, вдруг на самом деле ничего не было. Не спросить - потом терзаться всю жизнь. В итоге Сибилла сообщила ему, что в ближайшее время выходит замуж. Все таки придется терзаться...

Любимый герой - анархист Граньола. Покалеченный войной, но все же неунывающий, бесстрашный и немного безалаберный. Особо опасен в религиозных диспутах. Спас советских казаков-перебежчиков, кстати.

Что сказать напоследок, конечно же читайте и благодарите туман, ибо он укрывает от бомбежек и дарует нашим душам алиби в страшных ситуациях.