Больше рецензий

3 апреля 2024 г. 23:05

401

3

Итак, прочитано лучшее произведение Ивлина Во, по единодушному признанию критиков и читателей во всем мире, как пишут. И что сказать?
Чем нам ценна книга?
Случилось ли всплакнуть, раздосадоваться, задуматься по-новому?
Как ярко описаны люди в повествовании?
Что я узнала такого, чего не знали прежде?
Да в общем-то ничего из вышеперечисленного… Старая Англия, уходящая эпоха английской аристократии … Семья Флайтов, представителей той самой английской аристократии, и Чарльз, волею судьбы оказавшийся связанным с этой семьей.
Честно? Мне было неинтересно. Во-первых, сам Чарльз, повествующий эту историю, какой-то блеклый, серенький, маловыразительный. А ведь он художник! Странное наполнение творческой личности! Почему Себастьян выбрал другом Чарльза? – вопрос для меня.
Неплохо описан в романе импозантный лорд Марчмейн, красивый, образованный, богатый, заразительно праздный, скучающий байронический тип. Он уехал на войну и не вернулся в семью, вступив в связь с одной очень талантливой балериной.
Теперь леди Марчмейн. Для меня так и остались загадкой ненависть к ней мужа и сына, Себастьяна. Чем она заслужила такую ненависть? Правда, проскочила интересная мысль: «Когда так страстно ненавидят, это значит, что ненавидят что-то в себе самих».
И, наконец, Себастьян – самый интересный для меня типаж в этой истории. Этот потомок знатного рода получился ярче всех остальных героев романа. «Бутоньерка очарования» - как сказал один из героев романа. Немного эксцентричный, всюду таскающий за собой плюшевого медведя, обаятельный, располагающий к себе, казалось бы, Себастьян создан для блестящего будущего. Но, с другой стороны, крайне инфантильный, влюбленный в свое детство и, наверное, застывший в нем, отсюда и плюшевый медведь, и любовь к посещению няни, и алкоголизм, как невозможность выхода из внутреннего состояния. Жалко Себастьяна, ему много было дано происхождением, возможностью получения блестящего образования, но не получилось – печальный жизненный путь у Себастьяна, потомка знатного рода. Какое у него в юности было редкое очарование – жить!
И подводя итог «Возвращению…» Себастьян как-то сказал: «Хорошо бы всюду, где был счастлив, зарывать в землю что-нибудь ценное, а потом в старости, когда станешь безобразным и жалким, возвращаться, откапывать и вспоминать».
Мне в связи с этим вспомнились стихи Геннадия Шпаликова:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Действительно, нет смысла возвращаться в места, где был счастлив. Тех прежних чувств уже не испытать: будет либо грусть, либо сожаление и разочарование, либо, что еще хуже, пустота в душе… Так закончилось и возвращение в Брайдсхед для Чарльза.

Комментарии


А мне когда-то очень понравилось. Правда, я и не искал там серьезных историй. То-есть, у Во все это тоже имеется, но он мне нравится в первую очередь своеобразной иронией и сарказмом. В разных книгах это у него по разному выражено. Иногда, как в "Незабвенной", вообще переходит во что-то головосносительное, а иногда довольно слабо выражено. "Брайдсхед" в этом смысле наиболее, пожалуй, гармоничный, без крайностей.


Наверное, это возрастное у меня… Все меньше привлекательных книг… Черствею? Или опыт жизни сказывается? Хотя… Сейчас читаю Ремарка и живу и переживаю вместе с его героями «Возлюби ближнего своего»…


Я очень давно читал. Может тоже сейчас совсем иначе восприму.

Про эту вещь Ремарка даже не слышал, надо попробовать почитать.