Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 апреля 2024 г. 23:51

8K

3.5 Роман о животной страсти

Просто удивительно, насколько ярко, жизненно и в то же время отталкивающе поданы характеристики героев. Поэтому вполне понятно, почему сразу же после выхода книги, большинство критиков и читателей встретили «Терезу Ракен» неодобрительно. И дело не в том, что роман настолько неудачен. Иначе бы Эмиль Золя не был бы причислен к плеяде мировых классиков, а само произведение не пережило такое количество экранизаций (целых 13!). Как-раз наоборот, многие увидели в сюжете ярко вскрытые пороки общества, будь то стремление к гедоническому наслаждению, немой бунт, алчность и расчётливость.

Идея романа напомнила мне содержание иного представителя мировой классики – «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. С той лишь разницей, что здесь одной из центральных является ещё и тема людской страсти, настолько порочной и разрушительной, что порой обнажает в человеке его животную сущность. При этом автор не ходит вокруг да около, но с ходу рисует яркими красками образы героев и вскрывает их характеры. Может быть, в этом ещё одна причина негодования критиков. Так Тереза и Лоран буквально сразу бросаются в омут их взаимной страсти, не взирая ни на её мужа Камилла, внутреннюю совесть или те же моральные нормы. Быстро зарождается коварный план, его воплощение…

Казалось бы, кульминация, каждый получает, что хотел. Не это ещё всего лишь середина книги! А далее Золя в очередной раз показывает себя мастером психологической прозы, хорошо передавая внутреннюю борьбу Лорана и Терезы с их собственной совестью (при наличии таковой?) и обстоятельствами. Очень показательны в этом плане образы раны от укуса на шее Лорана, старушки Ракен, ход с «перегревом» страсти героев, «от любви до ненависти» и т.п.

А ещё идея воспитания. «Красной линией» на протяжении всего романа проходит идея того, что все центральные герои: Тереза, Камилл и Лоран – не порождение общества (как у того же Достоевского, например), но семейного воспитания, той внутренней атмосферы, которая их взрастила. Поэтому, честно говоря, по заслугам получают не только дети, но и сама старушка Ракен (как бы жестоко это не прозвучало), ибо она получила итог собственной расчётливости и коварства. Как итог – достойное произведение, которое любители классики должны оценить.

Прочитано в рамках Открытой книги, 133 тур.