Больше рецензий

4 апреля 2024 г. 10:23

276

4.5 "Мои желания превыше всего..."

Начиная писать рецензию невольно вспомнился инстаграмный юмористический ролик : "2 месяца как я работаю в бухгалтЭрии..." Так вот: 2 месяца как я закончила "Трилогию желаний" Драйзера и как будто бы замерла после прочитанного, как замирает человек с синдромом Стендаля перед произведением искусства. И это не просто так. Безусловно, Френк Каупервуд яркая, запоминающаяся, многогранная фигура современной классики. Я вообще люблю обьемные, хорошо прописанные персонажи и Драйзер мастер этого дела.
Знакомясь с молодым Каупервудом в "Финансисте" на ум пришел образ "лишнего человека"- Печорин, Онегин и Чацкий. Невольно сравнивая их с Каупервудом, мне думалось о том, что вот такими они могли бы быть в случае были если бы смогли раскрыть и применить свой талант, потенциал, внутренние ресурсы как это сделал К.
Перейдя к "Титану", я все чаще останавливалась в чтении, открывала титульную страницу, думая: "А тот же это автор? Про того же героя читаю?" Как будто произошел квантовый скачок в характере персонажа,уж слишком сильное отторжение возникало от его любовных похождений и череды любовниц. Но позже я поняла, что хотел сказать Драйзер: крайности губительны. Вместе с талантом, силой и харизматичностью всегда даётся обратная сторона медали- "побочные эффекты" характера, требующие "держать их в узле". Каупервуд не смог этого сделать и это поведение оказалось губительным как в бизнесе,так и в семейных отношениях
Стоик поднимает экзистенциальные вопросы о смерти и смысле жизни, и меня это часть привела к размышлению о достаточности. Очень важно, порой остановится, замедлиться, осмотреться в своей жизнь и решить: мне достаточно. Достаточно тех денег которые есть, достаточно любимой женщины, которая рядом, достаточно дома, в котором живу. Но у Каупервуда, как будто нет чувства меры, нет достаточности, как будто "его безумная звезда ведёт его по кругу". Именно отсутствие этого втягивает его, на заре жизни, в проект Лондонского метро, оставшегося незаконченным. Именно отсутствие этого толкает его на любовные связи, несмотря на привязанность к Беренис.
Если говорить метафорично, Френк Каупервуд напомнил мне экзотический цветок. В "Финансисте" мы видим небольшой росток, проклевывающийся из земли. Он ещё слаб и зависим, но глядя на него,уже понятно, что вырастет нечто диковинное. В "Титане" цветок расцветает, достигает своего пика, в полной мере позволяя наслаждаться своей красотой и необычностью,и,исчерпывая жизненные силы, желтеет и засыхает в "Стоике".