Больше рецензий

6 апреля 2024 г. 20:40

61

4 Кровавое Эхо: Техасский вояж Джека Ричера

В своём пятом романе Ли Чайлд продолжает путешествие своего героя по штатам и на этот раз мы вместе с Джеком Ричером военным полицейским в отставке отправляемся в Техас. Что хочется отметить, автор из романа в роман старается развить тему из чего сделана Америка, погружая своего читателя в её историю. Гражданская война 1861-1865гг поделившая север и юг окончена, на часть перебралась на запад, начав новую войну за земли, которые ранее принадлежали индейцам. В тоже время Ли Чайлд предлагает вспомнить события конфликта приведшие к Американо- Мексиканской войны 1846-1848гг в которой решался территориальный спор двух государств, после присоединения Техаса к Соединённым Штатам в 1845 году.

В прошлом своём романе «Гость» Ли Чайлд вдохновляясь произведением Агаты Кристи «Убийство по алфавиту», придумал довольно сложный, но в тоже время интересный сюжет мести замаскированный под убийства таинственного маньяка. В романе «Кровавое эхо» по крайне мере в начале произведения, мы также ловим нотки Агаты Кристи. Но если в её произведениях это был Египет и Турция, то мы перемещаемся в город Лаббок штат Техас, где Ричер некоторое время жил в отеле. Всё начинается в баре, который Ричер посетил дабы послушать хорошую музыку. Автор явно стремиться сравнить прошлое и настоящее. Потому что в то время на диком западе процветали салуны, в которых нередко случались драки. Кому-то не понравилось, как посмотрел на него Джек Ричер и будучи навеселе устроил переполох. Во время чтения, я обратил внимание, что автор делает небольшое отступление, дабы представить таинственную даму, которую Ричер называет мэм. Казалось бы, незначительная деталь, перед нами всего лишь эпизодический персонаж. Однако учитывая, что в прологе данной истории нам мельком показали девушку за которой ведут слежку группа людей, а затем, когда Джек Ричер решает по-быстрому покинуть город, чтобы не встречаться с полицейским, вскоре появляется таинственная латиноамериканка за рулём Кадиллака, которая соглашается подвезти Ричера - я пришёл к мнению, что её оказывается одна и таже дама.

Её имя Кармен Грир и на мой взгляд автор выбрал это имя не случайно так как оно со звучно с оперой, написанной Жоржем Бизе по одноимённому роману Проспера Мериме. На мой взгляд Ли Чайлд, когда сочинил данный роман возможно ориентировался на главного героя этого произведения Дона Хозе – сержанта драгунского полка, именно поэтому в чертах Джека Ричера на этот раз отсутствует привычные читателю черты которые его делали похожим как на Джеймса Бонда, так и с Джона Рэмбо. Их знакомство с Ричером также вызывает в памяти знакомство главных героев романа Мериме, когда Дон Хозе впервые встречает цыганку Кармен. Таким образом автор в очередной раз, в свойственной ему манере играет со своим читателем. Мы ожидаем что Ричер в очередной раз закрутит роман с очередной дамой, попавшей в беду. Во время диалога между героями незнакомка точно подмечает, что её собеседник от чего-то бежит. По своей сути они оба стараться убежать от проблемы, но как говориться от себя не убежишь вот и Кармен Грир оказывается заложницей ситуации. Когда Ричер выслушивает рассказ дамы мы видим, что автор тем самым размышляет над отношениями былых американцев и смуглых мексиканцев. Мексиканцы выступают здесь в роли индейцев, а учитывая, что в Америке во время гражданской войны 1861-1865гг Ку-клус-клан набирал обороты, то по мнению Расти Грир её сын совершил огромную глупость не только женившись на девушке из другого сословия, но заимев от неё ребёнка маленькую девочку по имени Элли. Во внешности. Расти Грир можно найти схожие моменты с Мэри Элизабет Клири из романа Коллин Маккалоу «Поющие в терновнике», но учитывая, как она была одета в своём первом появлении на страницах романа в ней есть что-то от Росарио Монтес, из новеллы «Тайная страсть»2003г. И коль мы заговорили о латиноамериканских сериалах, то сама Кармен исходя из истории напомнила мне Норму Элисондо, которая также пережила насилие со стороны мужа, как и наша героиня. Кармен ощущает себя рабыней той семьи, в которой она живёт. Что касается Слупа, который по рассказу Кармен должен скоро выйти из тюрьмы. Слуп – это Гарсия Кривой, муж Кармен, разбойник. (Гарсия Кривой помимо ужасающей внешности отличался ещё и совершенной беспринципностью, жестокостью и был совершенно лишён жалости). Поэтому опасения героини Ли Чайлда понятны. Она опасается, что тот убьёт её, так как она донесла на него, чтобы тот прекратил пытки. Кармен предлагает Ричеру убить её мужа, но тот будучи разумно мысля отказывается. И выдвигает встречное предложение – он просит её устроить его на ранчо Гриров, чтобы изнутри взглянуть на ситуацию.

Возвращаясь к разговору героев, анализируя сюжет романа, предположим Джоди Джейкоб занималась не финансовым, а уголовным правом, то уже в этом романе Джек Ричер мог работать как частный детектив. Впрочем, если бы семья Грир являлась клиентом фирмы, на которую работала Джоди, мы вполне могли увидеть прекрасный тандем, в котором Джоди вполне могла использовать ум Ричера в своих целях будучи адвокатом по финансам, при этом концепция романов Ли Чайлда не была бы нарушена.

Параллельно развиваются события, в которых наёмные убийцы убивают адвоката мужа главной героини и друга семьи Ала Юджина. Признаться честно до середины книги пока Кармен поддавшись инстинктам не убивает только что вернувшегося из тюрьмы мужа из интересного ничего не происходит. Хотя автор, пользуясь для писателя известным приёмом пытается сделать свою героиню ещё больше похожей на героиню романа Проспера Мериме, только вот Ричер в отличие от Дона Хозе не поддаётся искушению. Хотя на его месте герой Яна Флеминга Джеймс Бонд явно не упустил такой возможности. Как и Хуан Рейс, который влюбился в Норму в новелле «Тайная страсть». В сложившийся ситуации Джек Ричер мало чем мог помочь Кармен. Он всего лишь немой зритель, который единственное на что мог рассчитывать это на то, что в конце истории он станет оружием мести, удовлетворив животную страсть друг друга. По крайне мере так было в латиноамериканских сериалах. И подобную картину я вижу если этот роман перенести на экраны. Тогда бы данная история на экране отличалась от других экранизаций, посвящённых нашему герою. То, как Ричер с подачи руки автора ведёт себя с Бобби вызывает лишь недоумение и улыбку. Я считаю, что в реальности Ричер мог найти подход к Бобби и возможно подружиться с ним, чтобы понять, что собой представляет семья Грир. На первый взгляд брат Спула ощущается довольно мутным персонажем. Он воспринимает Ричера как проблему, хотя как показалось мне он жаждал занять место Спула так как сам проявлял интерес к Кармен. Но воспитание и семейные ценности, которым придерживается семья не дают ему раскрыться в полной мере. Джош и Билли работающие на ранчо всего лишь мелкие сошки, им отведено довольно мало времени. Единственное что о них узнаёт читатель, так это то, что они приходятся кузенами кухарки семьи Грир. И на этом их миссия заканчивается. Думаю, семья Грир из тех старых плантаторов, которые ранее содержали рабов, и я сомневаюсь, что Расти Грир не замечала синяков на теле жены сына. Она просто не хотела вмешиваться так как не питала особой любви к невестке. А учитывая политические взгляды, то в какой-то степени была обижена на сына. К сожалению, автор затрагивает мало времени для развития этих персонажей, которые на мой взгляд могли быть более интересными читателю, тем более автор делает семью Грир таким же центральным персонажем каким была в новелле «Тихие воды/Тайная страсть» семья Элисондо.

Адвокат Элис Аманда Аарон, которую находит Ричер, вполне могла быть знакома с Джоди. Впрочем, автору ничего не стояло придумать ход с общими знакомыми. К примеру, использовать Фрэнсис Нигли, которой только предстоит войти в семью в предстоящих романах серии. Она вполне могла иметь эпизодическую роль, как это было сделано в сериале о Джеке Ричере. Далее нас знакомят с окружным прокурором метившего на предстоящих выборах в кресло судьи. Он оказывается близким другом семьи Грир. На фотографии со столика, на котором изображены трое друзей сам Генри, Слуп и пропавший без вести Ал Юджин, автор явно сравнивает их с тремя мушкетёрами из романа Александра Дюма. Юджин- предположительно Портос. Слуп, судя по описанному женой поведению намекает на взаимоотношения Атоса и его тайной супруги Миледи. И если присмотреться внимательно к подобному персонажу, то Кармен в попытках соблазнить Ричера ведёт себя также как графиня де ла Фер. Хотя мотиваций у этих двух женщин разные. А учитывая, что в романе Проспера Мериме Кармен всё-таки является не просто красивой женщиной, а коварной и обольстительной соблазнительницей Ли Чайлд явно решил поиграть с образом таинственной незнакомки создав тем самым аллегорию на этих трёх героинь. С другой стороны, в своём романе Ли Чайлд подмечает важный аспект несовершенство судебной системы США, приводя примеры из уст окружного прокурора Генри Уокера все плюсы и минусы данной системы. А также детальный разбор судебной защиты. Но также из его слов описывая знакомство его друга с Кармен и чем ранее предположительно занималась героиня меня навело на мысль что Кармен больше похожа на уже упомянутую мной Росарио, выступавшую в баре со своим шоу. Также в диалоге с Ричером окружной прокурор напомнил мне этакого кардинала наподобие Мазарини или Ришелье.

Элис сама по себе оказывается довольно интересным персонажем, по-хорошему она напомнила мне Лайза Харпер из предыдущего романа. Она также предпочитает носить пиджаки, дополняя свой гардероб иногда шортами из-за внезапной жары в Техасе. В отличие от Кармен она явно из тех женщин, которых предпочитает Ричер, умудряясь совместить в себе черты как Джоди, так и упомянутой мной Лайзы. Но автор словно смеётся над своим читателем, объединяя творческий тандем Ричера и Элис, превращая их в подобие Микаэля Блумквиста и Лисбет Саландер. Обращаю внимание, что оригинал рукописи Стига Ларсена под названием «Мужчины, которые ненавидят женщин» вышел в 2004г, в то время как оригинальная история Ли Чайлда вышла в 2001г. И эти истории на удивления очень похожи, поскольку их объединяет одна тема- нацизм. В США Ку-клус- клан стал родоначальником того самого нацизма, который мы знаем по второй мировой войне. Юг США жил за счёт плантаций и работорговли, пока не началась война между Севером и Югом. Сегодня место рабов занимают беженцы. Мексиканцы как дешёвая сила- востребованный товар, которым пару долларов или 20 тысяч, которая сумела благодаря действиям Ричера получить в качестве компенсации для одной пары большие деньги. Это нас возвращает к местному прокурору метившего в кресло судьи. Штат Техас исключительно республиканский, однако Генри Уокер придерживается демократических убеждений. Или по крайне мере старается казаться в глазах главного героя и читателя. За что я полюбил серию книг об этом персонаже, так это за дедукцию Джека Ричера, который в финале умудряется из ничего увидеть и рассказать запутанную историю, как это делает в романах Агаты Кристи её персонаж Пуаро. И тут неожиданно для читателя Генри Уокер предстаёт тем самым Арамисом из романов Дюма. Который, пожертвовав многолетней дружбой также как и наш герой отправляет своих верных товарищей Портоса, Арамиса и д’Артаньяна на верную смерть, в заключительном романе трилогии, ради сана Кардинала. В это время чувства, Расти Грир мне понятны. Она на многое закрывала глаза в результате чего спустя много лет она узнала о страшней трагедии, к которой причастна её семья. Как по мне минус романа можно внести не до конца раскрытый персонаж в виде Бобби, особенно это заметно в конце, когда Ричер пришёл в их дом со значком помощника шерифа и изъял оружие. Бобби по любому должен был заинтересоваться и ближе к концу принять участие в охоте на наёмных убийц. Ведь таже группа убийц могла войти на территорию их ранчо и те попали под огонь.