Больше рецензий

8 апреля 2024 г. 05:37

261

4.5 Спасти милую дурочку, или «ничто тебя не погубит, если будешь держаться»

Рецензируемый роман открывает цикл произведений, посвящённых частному детективу Мод Сильвер – коллеге и подруге мисс Марпл. Встаёт закономерный вопрос: кто из них двоих был первым? – По идее, ММ, поскольку первые несколько рассказов с её участием появились годом раньше «Серой маски». Однако, тётушка Джейн в них представляла собой вовсе не сыщицу, а всего лишь проницательную пожилую даму, успешно угадывавшую преступника в историях (до этого уже расследованных), которые ей рассказывали знакомые. Но, с другой стороны, и персонаж Патриции Вентворт в своём первом выходе на сцену не совсем походит на ту Мод Сильвер, которую мы знаем (и любим) по более поздним произведениям, а напоминает порой скорее Ната Пинкертона. Между прочим, второй роман данной серии вышел только девять лет спустя, да и у мисс Марпл, если на то пошло, дебют оказался примерно таким же вялым. Короче говоря, однозначного ответа на озвученный выше вопрос, по-видимому, просто не существует...
Что же касается «Маски», то её сюжет начинается с того, что один хорошо обеспеченный молодой человек возвращается на родину после нескольких лет странствий, заходит в свой собственный дом (доселе пустовавший) и... неожиданно натыкается на сборище некой таинственной преступной организации (слава Богу, оставшись при этом не обнаруженным). Первым его желанием было, естественно, немедленно поставить в известность полицию, но тут среди собравшихся он замечает девушку, в которую был влюблён, и на которой собирался жениться, пока та неожиданно не расторгла помолвку. В результате, правоохранительные органы в данной истории так и остались за бортом...
Далее начинается вторая сюжетная линия. – 18-летняя дочь миллионера (девица очень красивая, при том, в сущности, добрая и стойкая, но до крайности инфантильная и неразвитая), получив известие о гибели отца, возвращается домой из швейцарской школы и обнаруживает, что, во-первых, она вдруг оказалась незаконнорожденной; во-вторых, всё отцовское состояние должно отойти кузену, а ей не причитается вообще ничего; в-третьих, этот кузен втихомолку договаривается о том, чтобы её прикончить. Девушка в панике бежит из дома, не имея ни каких-либо других родственников, ни знакомых поблизости, и без гроша в кармане. Ну а дальше этим двум сюжетным линиям суждено было сплестись между собой...
По сути, данная вещь представляет собой сочетание собственно детектива и любовно-приключенческого романа (даже мелодрамы), вдобавок с примесью готики в конце. Если более поздние книги данного автора очень напоминают произведения «марплианы», то в данном случае более уместно говорить о внутреннем сходстве с некоторыми из ранних романов Агаты Кристи.
В целом рецензируемое произведение можно охарактеризовать как сбивчивое, крайне наивное, абсолютно неправдоподобное, но вместе с тем, трогательное, очень увлекательное и позитивное (с одной свадьбой в концовке и второй – на подходе). Короче, речь идёт о вещи на любителя; но тех, кому нравятся «Таинственный противник», «Человек в коричневом костюме», «Тайна семи циферблатов» и т. п., скорее всего, и «Серая маска» разочарованными не оставит.