Больше рецензий

9 апреля 2024 г. 11:41

168

2 Спойлер Проблема не в книге... Но...

От Дозора я ждала чего-то большего.

Такая нашумевшая книга, два фильма. Казалось бы эта шумиха должна быть порождена чем-то значимым. Но популярность Лукьяненко во мне вызывает только недоумение.

Слава богу в этой книге нет любимого женского персонажа этого автора "секси девочка, которая мгновенно влюбляется в ГГ и готова тут же ему отдаться". Ей богу, однажды я на этих девочек пародию напишу, достали.

Итак, книга разделена на 3 части. Первая часть настолько хороша, что её я прослушала не отрываясь, в захлёб, хотелось ещё и ещё... Оставшиеся две части я читала просто по инерции. Мне не верилось, что автор, написав такую шикарную первую часть, просто наглухо провалил вторую и третью. Как? Нет, серьёзно, КАК?

Во-первых, не раскрыта тема того, как Ольга провалила социализм. Да, я в курсе про макгаффин. Но макгаффин - это что-то вокруг чего писатель закручивает всё повествование, наматывает, как шерсть в клубок, пока не оказывается, что клубок - и есть книга. А в клубке ничего нет. Отсутствие же даже намёка на то, что такое этот самый "компромисс с тьмой" с точки зрения автора, как по мне - абсолютный провал. Знаете, что я думаю? Что Лукьяненко эту мысль не докрутил. Если бы у него была идея, которую он просто вслух побоялся высказать - оно бы всё равно вылезало в книге через текст. Вылезало бы сквозь недомолвки и междустрочья. Здесь же тишина гробовая.

Во-вторых... Ну опять двадцать пять. Этот ГГ, который "ни на что не годен" и всё пытается справиться с задачами, которые ему не по силам. Да, Лукьяненко тут попытался поиронизировать. Он как бы попытался ввернуть твист, что - оказывается! - ГГ и правда не суждены великие дела. Они суждены другим. Которые могут выбирать или не выбирать эту великую жизнь. Но опять, опять автор не дожал. То ли мне не хватило психологии беспомощности человека маленького перед большой и ужасной судьбой. А может и другого чего-то. Но - не хватило.

Конечно, были и хорошие моменты. Лукьяненко достоверен в мелких деталях жизни. За это же я люблю Пратчетта. Вот я сейчас эти детальки даже не вспомню, а в тексте натыкаешься и.. веришь, видишь, любишь всю эту грязную реальность, украшенную художественным словом. И первая часть из трёх действительно хороша.

Я думаю, дело не в том, что это "плохая" книга или что Лукьяненко как автор "плох". Просто то, что мне заходило в 12 лет больше не заходит в 30. Мне стало мало: глубины, психологии, языка, писательского мастерства (ох уж эти огрехи, за которые на любых писательских курсах бы подзатыльников раздали только так). Просто очевидно я не ЦА Лукьяненко, и так же очевидно, что это последняя книга автора, которую я прочла.

Нам было хорошо вместе, давай останемся друзьями.

Или как там обычно расстаются?