Больше рецензий

9 апреля 2024 г. 20:43

53

3.5 Скучаем от скуки скучающей бабенции

Ознакомилась с шедевром мировой классики. Есть вероятность, что мой перевод был неудачным, так как продираться через эту нудятину было невыносимо скучно, и я решительно не понимаю, откуда столько отзывов, восхваляющих именно язык и стиль. (Это я сравниваю не с каким-нибудь современным экшном, а с тем же Гюго, который запросто может в середине повествования посвятить несколько глав Парижу с высоты птичьего полета или описанию обычаев монастыря, но при этом делает это настолько захватывающей, что не оторваться)

В общем и целом понятно, почему роман заслужил свое место в мировой литературе: на тот момент это было очень смело и откровенно, а так же поднимало разные нравственные вопросы и при этом неплохо отражало эпоху. Но с другой стороны читая, как мучительно давался этот роман самому Флоберу я очень явственно ощутила, что все те же муки пережила во время его прочтения.

Это было эпически нудно. Только-только появляется ощущение, что вот оно, сейчас развернется действие, или чуть-чуть приоткроются глубины души персонажа, но нет - конец главы, далее несколько страниц каких-нибудь нудных описаний или неинтересного быта неинтересных кого-нибудь, и все эти приемы типы "передачи состояния через погоду" и "речи неискреннего соблазнителя смежающиеся награждением на ярмарке" - ну такое. Допускаю, что все-таки виноват перевод, потому что даже это все можно написать куда более увлекательно, но в данном случае не срослось.

Теперь о персонажах. Они неприятные. Прямо до мозга костей. Их всех в целом можно понять, но у них как будто нет глубины, они какие-то одномерные, даже ГГ, внутренний мир которой раскрывается так и эдак.

К тому же сразу видно, что о женщине пишет мужчина, который ну не то чтобы понимает в женской психологии очень уж хорошо. Даже если дама совсем отбитая как Эмма, все это в ее голове будет происходить совсем по-другому, а так же я не могу представить, чтобы женщина, которая лично родила ребенка относилась к нему настолько холодно и безразлично (как будто вообще ничего не произошло), если она только не конченная психопатка (т.е. не способная вообще что-то чувствовать), но героиня не психопатка, иначе у нее не было бы таких загонов из-за несбывшихся иллюзий. В общем все это сомнительная история. Дамы, поправьте меня, пожалуйста, если я не права, буду рада альтернативным мнениям.

Вероятно, роман оказал плохую службу женщинам тех времен, думаю после такого реальные проблемы и сложные отношения женщин с удовольствием обесценивались с двойной силой и списывались на то, что "баба бесится с жиру". Вполне себе можно прочитать в этом всем мораль типа "держи жену в ежовых рукавицах, и будет тебе счастье", что далеко не всегда верно.

Итак, во главе угла у нас женщина, потерявшаяся в своих иллюзиях и следующая за несбыточными эфемерными мечтами. В принципе можно понять: с детства тебя отправляют в монастырь, где только другие девочки и женщины и учат тебя всякому не слишком-то интересному и интеллектуальному, мозг не на что применить, кроме чтения пустых книжек и воображения воздушных замков, далее ты должна жить с папенькой в унылой деревне круглые сутки сидя в доме за теми же книжками и вышиваниями, и единственный шанс хоть как-то сменить обстановку - выйти замуж. Но и там ты просто меняешь одну клетку на другую. Зазорно с кем-то познакомиться, прогуляться с чужим мужчиной просто общаясь - вообще караул, падшая женщина! Так я думала на начало чтения, но потом убедилась, что вообще-то единственная клетка, которая не давала этой бесячей бабенции жить полноценной жизнью была у нее в голове. Даже по тем временам она могла бы заводить знакомства с интересными людьми, могла какими-нибудь науками заняться - ее прекрасный муж в ней души не чаял и мог бы обеспечить ей любой интеллектуальный досуг при условии, что он окажется более-менее по средствам. По сути ей никто не мешал самой писать какие-нибудь романы или заняться чем угодно, что потом могло бы ей обеспечить доход и/или некоторое место в обществе, которое она так жаждала, и муж был бы не против, если бы она вела чуть ли не мужской образ жизни. Или она могла бы жить со своими любовниками и не выпендриваться. Но нет же, она умудрилась вообще всех достать, полностью наплевать на свою дочь, не говоря уже про мужа, умудрилась профукать целое состояние совершенно тупо и потом сбежать от проблем, картинно умирая долбанные три бесконечные главы. Таких бесячих героинь еще поискать надо.

Остальные персонажи довольно бледные и скучные и тоже нарочно неприятные. При этом ни одного мало-мальски интересного подонка, ее этот первый любовник, который тут вроде как за негодяя тоже ну до того бледный, плоский и скучный, второй подонок мошенник-лавочник, который их, собственно, и разорил используя тупость бабенции, ну наверное чуть-чуть поинтереснее, но тоже плоский и мелкий. Даже ее мужа, который с одной стороны чуть ли не святой, а с другой стороны слепец, автор тоже постарался прописать максимально неприглядно, эдаким тюфячком, но между тем его все-таки было искренне жаль, когда эта дама полностью разрушила всем жизнь и когда он узнает, что она много лет предавала его доверие, и все еще ее любит. (Собственно, спасибо за единственную сильную эмоцию от всего этого тягомотного романа - действительно до слез было жалко ее мужа, когда она умерла). В целом я люблю плохие финалы, но тут он какой-то совсем беспросветный оказался.

Итого: Превалирующая эмоция - удушающая скука, прямо как у ГГ, может в этом и была цель? Слава вселенной, это хотя бы не очень долго длилось - сам роман не то чтобы большой. Наверное все-таки не жалею о потраченном на чтение времени, но только за счет расширения культурного кругозора.