Больше рецензий

10 апреля 2024 г. 01:25

142

5 Спойлер Пять лет ничего не значат в жизни человека, если только он не слишком молод и не слишком стар.

Чем отличалась жизнь китайского крестьянина конца XIX – начала XX века от жизни такого же крестьянина, жившего на пару столетий раньше? Да в принципе ничем, колесо сансары продолжало свой ход на протяжении столетий и даже тысячелетий. Родился на своей земле, жил и работал на ней, в ней же и был похоронен. Жизнь героя Ван Луна тому доказательство, некоторые провинции дореволюционного Китая будто вообще в средневековье жили.

Главной герой Ван Лун – один из ярчайших примеров иллюстрации фразеологизма «из грязи в князи», молодой человек не думающий ни о чем кроме урожайности своей земли, спокойной сытой жизни и большой семье, вырос до одного из богатейших людей в своем городе, отца трех успешных сыновей: чиновника, крупного торговца и известного воина своего времени. Он, как и бОльшая часть первых поколений разбогатевших домов, сильно держался за прошлое, в его памяти были живы воспоминания и о тяжелом труде в полях, и о голодных летах прошлого, и об угнетениях, претерпеваемых от более знатных людей.

Он накопил большое состояние, но так и остался тем крестьянином с полей своего прошлого. Это особенно чувствовалось не только во время его собственных мысленных рассуждений, но в отношении взглядов его сыновей к его действиям и поступкам.

Ван Лун считал среднего сына самым непонятным для себя, хотя как мне кажется, именно он похож на него больше всего, своим желанием грамотно вести финансы и накапливать свой капитал. Ведь именно этим он и заработал своё состояние, во многом ему везло, где-то он оказывался в нужное время, в нужное время, его же сын получил достойное образование и использовал свои личностные качества и амбиции, так похожие на отцовские в своих целях и стал лучшей версией этой части личности Ван Луна. Сын не только хотел, но и умел гораздо лучше вести дела, обычно именно такие основывают в итоге по-настоящему крупные бизнесы.

Что касается его старшего сына, то он крайне похож на своего отца, что последний и сам всегда отмечал. Также как и отец он боялся показаться не столь знатным или неподходящим своему «месту». И хотя отец отчаянно делал вид, что он уже не такой грязный и неотесанный, как батраки и крестьяне, работающие на земле, он оставался все тем же крестьянином с комплексом Наполеона. И сына он воспитал таким же, хотя сын вроде неплохо смог влиться в высшее общество, раз дослужился до чиновничьего чина.

Младший из сыновей, думается мне, сам себя чужим в семье чувствовал, он не хотел ни работать на земле отца, ни зарабатывать на ней, хотел уйти далеко-далеко и больше не возвращаться. Мне очень понравилось, как Ван Лун сравнил выросшего сына ближе к концу книги с пантерой, гибкой, ловкой и сильной. Пантерой, стоявшей у истоков Синьхайской революции, положившей конец многовековой монархии в Китае и ознаменовавшей постройку нового государственного строя страны.

Особое внимание во время прочтения я уделяла женским образам повествования. Самым запоминающимся для меня стал образ первой жены Ван Луна – О Лан, это не просто женщина, в моих глазах она – героиня. Пережила рабство, в которое продали родные родители, пережила голод, длинный путь в провинцию, где ее продали семье Хван, тяжелую работу на кухне знатного дома и ежедневные унижения и избиения. Она рожала пять (!) раз, один из них в голодный год, когда сами дети пухли от голода, а она носила в себе новую жизнь, она сама убила свою дочь из мыслей о долгой дороге с новорожденной и о совершенно точном отсутствии пропитания в ближайшее время для себя и своей семьи. Она пережила появление второй жены и ее служанки, одной из ее бывших мучительниц в «прошлой» жизни, она пережила жизнь под одной крышей с крайне неприятной роднёй мужа, но всё не вечно и болезнь взяла своё и унесла ее жизнь. Я на протяжении всего романа восхищалась этой женщиной, неучёной и неграмотной, но искренней и по-доброму простой. Плакала вместе с ней от предательства со стороны мужа (вы только вспомните, как плакала она из-за отобранных им жемчужин, а ведь если бы она не украла тогда драгоценных камней из дома южан не было бы у Ван Луна и половины его земель, купленных у Хванов по возвращении их в родной город), он вообще меня просто десятками глав бесил, отдёргивала я себя только мыслью «другие времена, другие нравы» …. Боже, какое счастье, что мы живём в XXI веке, и это скотское отношение к женщинам становится пережитком прошлого, а не является суровой реальностью абсолютного большинства женщин.

Поначалу Лотос была для меня крайне неприятным элементом повествования и все же ее успешные попытки манипулировать главным героем в его собственном доме не могли не давать волю моему злорадству. Не все коту масленица, в конце концов, это не его работящая непривыкшая к роскоши жена, это женщина, которая в силу воспитания и своего физического состояния (ноги лотосы, вспомним, вообще мешали женщинам передвигаться куда-либо помимо ближайшего сада), была не в состоянии вообще думать о чем-либо кроме украшений, ярких нарядов и дорогих яств, она в принципе больше ни в чем не разбиралась.

То ли дело Кукушка, вот эта женщина вообще нигде не пропадет! Неоднозначный персонаж с серыми моральными установками, не сказать, что она злодейка, но изворотлива как змея, человек-хамелеон, умеющий менять и себя, и своё, кажется, даже естество, в зависимости от окружающей обстановки.

«Земля» – очень яркое произведение, позволяющее с головой окунуться в атмосферу «старого» дореволюционного Китая по моему мнению. Во время заката Империи, и начала нового витка истории древней страны.

Думаю, во второй части трилогии, нам покажут больше описаний переходного исторического периода, в котором жили сыновья главного героя, жду не дождусь грядущего выхода второй части в серии эксклюзивной классики, уже оформила предзаказ, буду ждать, чтобы ознакомиться с продолжением.