Больше рецензий

OFF_elia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 октября 2014 г. 13:20

160

Ожидалось, что эта книга вызовет у меня жуткий восторг, ведь все в самых лучших традициях: искусство, убийство, тайна, обожаемый мной Брюгге. Да и обилие восторженных рецензий вселяло надежду.

На самом деле все оказалось несколько иначе. Краски были довольно тусклыми, свет на выставке был настроен аматорами да и картины, похоже, оказались подделками.

Сюжет книги таков: представители двух враждующих школ живописи ищут рецепт идеальной краски, эдакого философского камня от живописи. В это же время начинают происходить странные, похожие на ритуальные убийства, заставляющие стынуть кровь в жилах у всех жителей городка, но интуитивно связываемый именно с художниками. Читателю предстоит узнать, что же происходило на самом деле и кому в результате достанется секрет краски, а вместе с тем - успеха и славы.

Язык повествования - лучшее, что есть в этой, давайте будем честны, незамысловатой истории. Он насыщен, изящно приправлен живописными терминами, по структуре своей напмоинает густые мазки масляных красок на полотне. Автор высыпает на нас тысячи подробностей и создается впечатление, что писатель отлично проработал все детали и очень хорошо знаком с историей. Так может показаться неискушенному читателю, но давайте посмотрим чуть глубже.

Итак, в начале книги мы узнаем, что в 1474 году Франческо Мортерги взял на обучение пятилетнего малыша Пьетро делла Кьезу. Центральный сюжет книги разворачивается в год, когда Пьетро исполнилось 17. Путем несложных арифметических расчетов приходим к выводу, что это 1486 год. Вот тут-то и начинаются нестыковки.

Здесь можно остановиться

Анахронизм первый и самый кричащий: один из героев говорит, что эти краски прекрасны, словно обе Индии, которые он видел. Все мы знаем, что "второй Индией" в Европе называли Америку, до экспедиции Америго Веспуччи, совершенной в 1499 году. Но минуточку! Колумб открыл америку 12 октября 1492 года. Скажите на милость, о чем же тогда говорит художник в 1486?

Анахронизм второй: господин Андахази рассказывает нам, что в это самое время Брюгге переживал упадок - город даже стали называть la ville morte - и объясняет почему:

С тех пор как река Цвин постепенно обратилась в болото, Брюгге лишился моря. Полноводное русло, соединявшее город с океаном, стало несудоходной топью. Порт, что в былые времена собирал у своих причалов суда, прошедшие через все моря и реки мира, казался теперь трясиной, окруженной каменными стенами. А с другой стороны, нелепая смерть Марий Бургундской, раздавленной крупом собственной лошади, положила конец власти всей бургундской династии. И вот когда к неумолимому голосу судьбы прибавилась жадность новых правителей, немилосердно поднявших налоги, терпению горожан пришел конец, и в итоге герцог Максимилиан, вдовствующий супруг Марии, был заточен руками народа в башню Краненбург.

Все монархии Европы содрогнулись, услышав эту весть. Когда король Фридрих Третий, отец Максимилиана, послал на город свои войска, принца освободили — после того, как он дал обещание уважать права могущественной буржуазии. Но месть Максимилиана оказалась страшной, это был настоящий смертный приговор заносчивому городу Брюгге: принц решил перенести свою резиденцию в Гент, а Антверпену предоставить коммерческие и финансовые привилегии, которыми раньше пользовался Брюгге. С этого времени и в течение последующих пяти столетий город будет известен как la ville morte



Но Википедия сообщает нам несколько другую информацию. Во-первых, Мария Бургундская была просто сброшена лошадью, а не столь драматично раздавлена ее крупом, как хотелось бы писателю. Во-вторых, восстание жителей Брюгге началось в 1488 году! Так что в 1986 Брюгге не находилось в столь плачевном состоянии ни коим образом. В-третьих, вскоре к восстанию присоединились жители Гента, которые также возражали против правления Максимилиана. Правитель был вынужден подписать договор, отказаться от регенства при малолетнем сыне и фактически отдать часть земель (в том числе и Брюгге с Гентом) во владения Франции. Таким образом, Максимилиан не переносил свою резиденцию в Гент, где его никто не ждал, а был вынужден сбежать в Германию. В-четвертых, для Брюгге это было скорее радостью, чем наказанием. Городские легенды гласят, что Максимилиан наказал жителей Брюгге за мятеж, повелев им своим последним указом всегда держать в каналах города лебедей.

О том, что Брюгге когда-то именовался "мертвым городом" мне, к сожалению, не удалось найти никакой информации. Зато удалось обнаружить следующую:

Брюгге — местопребывание епископа с 1559 года; в нём находятся: суд первой инстанции, провинциальное управление Западной Фландрии, Гимназия, Академия художеств с картинной галереей (построена в 1719 году, вновь переделана в 1755 году), музей, Ботанический сад, Публичная библиотека, театр и много благотворительных учреждений.

Как видите, не так уж и бедствовал город в течении пяти последующих столетий, как нам рассказывает об этом господин Андахази.

Я не знаю, для чего коверкать историю и очень сомневаюсь, что это только художественный прием. В романе также упоминается "Герника", но как раз этот эпизод еще хоть-както соотносится с понятиями постмодернизма и умышленного анахронизма. В тексте романа множество цитат из Борхеса, лишенных кавычек. Критиков это почему-то радует, а у меня лишь вызывает недоумение.

Впечатления, оставленные книгой, очень неоднозначны. С одной стороны - замечательная идея, с другой - похабнейшее воплощение. Несомненно, писатель обладает мощнейшим талантом и отлично управляется со словами, за что ему и прощается все остальное. Но я чувствую себя обманутой, как-будто на выставке драгоценных камней мне показались стеклышки да еще и выложенные в матерное слово.

Прочитано в рамках игры "Новая рулетка"

Комментарии


А мне даже и язык не очень понравился.
Трудное это дело - описывать словами живопись (или музыку). Наверное, я ожидала чего-то похожего на "Белую голубку Кордовы" Рубиной. Но увы...
Об исторических "ляпах" вообще не задумалась, не увлекло меня это повествование, просто дочитывала.


Я тоже старалась побыстрее дочитать, думала, что хотя бы вконце будет что-то, что я ахну. К сожалению, не срослось.


Андахази - идеальный пример талантливого графомана (не люблю это слово, но тут оно в точку), когда кажется, что только лишь словами можно вытянуть любую тему и любой объём. Но нет, нельзя.


абсолютно согласна. Словами можно вытянуть всякие розовые сопли, можно выжать слезу, но детектив на одних красивых словах не выедет. Ах да, Андахази попробовал добавить парочку скандальных сцен... не помогло, было смешно и гадко.


Ну! Какая песня без баяна!