Больше рецензий

13 апреля 2024 г. 14:44

146

4 Спойлер «...я ведь не психопат; я просто глуп и труслив».

Рой Стрэнг, от лица которого ведётся повествование, лежит в больнице. Уже два года он находится в коме, что само по себе не типично для главного героя. Необычность повествования также заключается в том, что оно ведётся на трёх уровнях сознания Роя, как бы перескакивая между ними. На первом, самом глубоком уровне Стрэнг путешествует по воображаемой Африке, охотясь на отвратительную хищную птицу - аиста Марабу. Находясь на среднем уровне, Рой погружается в воспоминания. Именно здесь он пребывает большую часть книги, пересказывая читателю события всей своей жизни от раннего детства до настоящего момента. Поднимаясь на последний, «верхний» уровень, Рой может слышать, что происходит вокруг него: медсестер, врачей, навещающих его родственников. Кажется, что стоит ему лишь захотеть, и он очнётся. Но Рой просыпаться не собирается. Он намеренно прячется от всех на более глубоких уровнях, так как убеждён, что сначала он должен убить аиста Марабу, олицетворяющего для Роя всё самое плохое, и только тогда он сможет вернуться к жизни.

Следуя за Роем, мы постепенно узнаём подробности его жизни, узнаём о трагических и грязных событиях, произошедших с ним, о его поступках и о том, как он оказался здесь, прикованный к больничной койке.

Стоит сказать, что «Кошмары аиста Марабу» — это первая книга Ирвина Уэлша, которую я прочитала, хотя и была наслышана об этом авторе и примерно знала, чего стоит ожидать. Если вы, как и я, только начинаете своё знакомство с этим писателем, вам стоит держать в голове, что это не лёгкое чтиво. На самом деле, на первой странице этого романа следовало бы крупными буквами написать «WARNING! Содержит ненормативную лексику, реалистичные сцены насилия, секса, издевательств над животными и т.д. и т.п.». Здесь действительно очень, очень много грязи и мерзких сцен, поэтому будьте осторожны.

Отдельно мне хотелось бы отметить главного героя романа. Рой Стрэнг персонаж очень неоднозначный, и его история вызывает бурю противоречивых эмоций.
С одной стороны, у него была тяжёлая жизнь с не вполне адекватными родителями (отец Роя пьёт и избивает детей, стравливает их между собой, враждует с соседями; мать всё это терпит и тоже порой ведёт себя странно, а ещё она повёрнутая расистка - и это лишь меньшие из примеров). Семья Роя бедная, у него, по сути, почти никаких перспектив на будущее. В детстве он перенёс сексуальное насилие и издевательства в школе, а потом, естественно, связался с плохой компанией. Линия развития его личности понятна и предсказуема, должно было произойти чудо, чтобы он вырос хорошим человеком.
С другой стороны, мы видим, что жизнь не раз давала Рою возможность выбраться из своего мира. После жизни в Африке он стал хорошо учиться, в школе ему пророчили поступление в институт - но он не пошёл просто потому, что, как он сам говорит, не хотел делать того, чего от него ждут. У него была нормальная работа, которая ему вроде бы нравилась, но которую он совсем не ценил. С ним пытались общаться, в целом, нормальные люди, но он лишь поливал их грязью, выбирая компанию отбитых футбольных фанатов. В общем, если подумать, его решения и поступки во взрослом возрасте — это всецело его собственные решения и его ответственность.

В итоге получается, что ребёнку, которым был главный герой, сочувствуешь. Но по мере своего взросления Рой начинает вызывать скорее отвращение. Он совершает всё более мерзкие и жуткие вещи, и в конце концов доходит до той точки, когда его уже невозможно оправдывать. Понять, как он дошёл до такого, можно. Оправдать - нет. С повествованием всё больше и больше раскрывается его гнилая натура, и в какой-то момент сочувствия к нему не остаётся вовсе. Для меня точкой невозврата стала, пожалуй, сцена с расправой над собакой.

Итак, «Кошмары аиста Марабу» — это книга не для всех. Уэлш не подбирает «мягкие» слова, ничего не прячет и не прикрывает вуалью метафор. Всё, что творилось с Роем и что творил он сам написано прямо и подробно, и, если у вас есть проблемы с такой подачей, вам может быть сложно это читать. Однако, если вы спокойно переносите мат и описания разнообразного насилия, книга однозначно заслуживает вашего внимания. Автор прекрасно показывает жизнь «маргиналов» и раскрывает психологию главного героя - жалкого, но злого и жестокого человека, порождённого несправедливым и безразличным обществом.

Потому что дитя окраин – никто и никаких чувств у него быть не может, потому что их не на что обратить, негде выразить, а если ты раскроешься, первый попавшийся урод раздерёт тебя на части. Поэтому ты либо затыкаешься, строишь себе раковину и прячешься в ней с головой, либо набрасываешься сам и причиняешь боль; и делаешь это потому, что тебе кажется, что, если сделать им больно, они не смогут тебя ранить.

Собери их всех! 5F. Птичье гнездовье.

Отзыв на моём телеграм-канале.