Больше рецензий

Soulwind

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2024 г. 16:58

227

4 Спойлер История сломанной жизни

Для тех, кто читал "Лолиту" книга не будет чем-то новым и столь неожиданным, что бьёт под коленки и заставляет испытывать шок. Набоков в своё время практически всё сказал. Однако концовка произведения Набокова не позволяет узнать, во что бы могло всё вылиться, сложись жизнь Лолиты чуть иначе. "Моя тёмная Ванесса" - позволяет.

Разумеется, здесь нужно делать пометку, что произведение ещё и про современность. В современном мире гораздо больше видится постороннему глазу, а значит и событиям подобным сложнее происходить. Сложнее ли?

"Моя тёмная Ванесса" - не про Стрейна, в то время как "Лолита" - скорее про Гумберта. Этим две книги кардинально отличаются. В "Ванессе" мы не можем знать наверняка, какие мотивы, какие мысли преследовали Стрейна на протяжении всей истории, а в "Лолите" - не можем знать того же о Ло.

Если абстрагироваться от сравнения с "Лолитой", то в этой книге автор пыталась донести историю через призму искалеченного восприятия жертвы. Когда реальность настолько страшна, что человек до конца цепляется за то, во что сам в глубине души не верит. Человеку нужно в это верить, иначе всё становится настолько беспросветно мрачным, что он просто не в состоянии этого вынести. Каждый раз, когда Ванессе пытались вскрыть этот гнойник, она отчаянно сопротивлялась. И можно ли её за это осудить? Стрейн не только развратил её, хотя она всячески старалась верить в обратное. Стрейн буквально отнял у неё детство, образование, друзей, родителей, репутацию, самооценку - всё. Он делал это осознанно, прикрываясь своими мнимыми чувствами, чтобы Ванессе даже в голову не пришло открыть глаза раньше, чем она их открыла. Он мог просчитать и просчитал всё. Как маленькой девочке с ним тягаться?

Роман также об обществе. О слепом и циничном обществе, которое предпочитает видеть только то, что удобно. Школа предпочла повесить вину на подростка - это проще и гораздо целесообразнее с экономической и репутационной стороны. Мама, поскольку про отца было сказано не очень много, предпочла сделать вид, что практически ничего не знает, а за то, что знает, так же повесить вину на дочь - это проще и приятнее, чем признать, что твоя материнская роль с треском провалилась. Окружающие предпочли шушукаться и травить девчонку, нежели поднять шум о, пусть даже просто возможном, преступлении взрослого - это так же проще и не требует практически никакой ответственности. Всё это происходило в рамках одной школы, одной семьи, одного городка. А если умножить всё это на масштабы нашего мира? Вот тогда и становится особенно горько.

Ванесса настолько боялась, настолько была растеряна, что предпочла создать себе историю любви вместо истории преступления. Она так боялась мнимых последствий, которыми Стрейн её запугал, что до последнего предпочитала всю ответственность брать на себя. Если кто-то обманулся и решил, что она действительно хотела всего происходящего, вспомните хотя бы эпизод с её первым посещением дома Стрейна. Именно там очень ярко показано одно из немногочисленных её прозрений. К сожалению, эти прозрения оказались слабее страха. В конце концов, Ванесса была просто ребёнком. Ребёнком, который страдал от одиночества и всего лишь хотел быть кому-нибудь нужным.

Такие книги, несмотря на то, что они так или иначе будут похожи друг на друга, писать нужно. Более того, их нужно преподавать в школе. "Лолиту" в школе проходят? Насколько я знаю, нет, но поправьте меня, если ошибаюсь. А почему? Почему об этом не кричат из каждого утюга? Детям нужно знать правду, им нельзя позволять обмануться. Детям нужно знать, что в подобных историях всегда виноваты взрослые и только взрослые. Дети должны быть защищены. Пока детей будут оберегать от таких историй в теории, на практике будет появляться всё больше Лолит и Ванесс. А это, господа, страшно и больно.

Отличное произведение об ужасных событиях. Событиях, которые, к большому сожалению, часто происходят в нашем мире.

Моё сердце - навсегда с жертвами Стрейнов, Гумбертов и прочих низменных представителей рода человеческого.